Бывают семьи, в которых дети и родители отличаются друг от друга по темпераменту. Например: мама с папой активные и подвижные, а ребёнок с детства растет неторопливым и задумчивым.
Как правило, занимаясь работой, такие дети выполняют ее качественно и аккуратно — в большинстве случаев они совершают меньше ошибок, чем их сверстники, тщательно продумывают все, прежде чем приступить к заданию, глубоко анализируют и задумываются над каждым вопросом. Такое поведение приводит к высокому результату, однако медленные реакции с психической и физической стороны не всегда помогают учиться и общаться, а иногда даже мешают.
Кроме того, когда ребёнок идет в детский сад или школу, то легко может выбиться из темпа группы или класса. Это приводит к тому, что он не успевает выполнять задания, данные педагогом, над ним могут смеяться и думать, что он ничего не понимает и не умеет.
Не все родители принимают медлительность детей как данность и мирятся с этой особенностью характера — некоторые очень раздражаются и злятся, все время подгоняют ребёнка, указывают ему на несовершенство, сравнивают с другими, дают понять, что он не такой как все, неправильный, неудобный. Такое отношение взрослых не увеличит скорость соображения и не прибавит темпа детской деятельности, а напротив — снизит самооценку, заставит думать о себе в негативном ключе.
Какое воспитание лучше осуществлять в семье, если ребёнок медлителен от природы? Как помочь ему адаптироваться в детском саду или школе и чувствовать себя там хорошо и спокойно — на одном уровне со всеми детьми? Ответы читайте в данной статье.
Причины медлительности у детей
- Психофизиологическая реакция на стресс. Бывает так, что ребёнок переживает психологическую травму и тогда его поведение и мышление словно замедляются. Травмой может стать любое событие, которое вызвало сильные болезненные чувства, напугало, встревожило, заставило испытать ужас или боль. Часто так бывает в семьях, где атмосфера является напряженной и конфликтной.
Находясь в ней, невозможно чувствовать себя в безопасности, радоваться родным людям и отношениям. Если мама с папой часто ругаются, ребёнок переживает вместе с ними и скорее всего, боится за сохранность семьи. Тогда его психика на бессознательном уровне защищается от дополнительных стрессов и реакция ребёнка замедляется — он плохо понимает то, что ему говорят, не может собраться с мыслями и быть активным — когда от него требуют быстрых и решительных действий — переживает тревогу и поэтому все время будто «летает в облаках».
- Природные качества характера. В этом случае дети медлительны от природы и родители не могут изменить их до такой степени, чтобы спокойный и неторопливой тип темперамента сменился на активный, бодрый и подвижный.
В первом случае взрослые могут помочь ребёнку быстрее реагировать и стать более активным, если устранят причины возникновения стресса — наладят отношения в семье, создадут безопасные и радостные условия для жизни, станут уделять ребёнку больше внимания и поддержки. Успокоившись, он почувствует себя лучше и будет быстрее развиваться.
Во втором случае можно использовать техники и методы, которые помогли бы детям ускорить психофизиологические реакции организма, однако, не подвергая при этом изменениям его природу и не оказывая давления. Это можно сделать, если опираться на особенности ребёнка и воспитывать его, исходя из них.
Привычка родителей спешить
Когда родители ведут бодрый и активный образ жизни — у них в руках все спорится, они многое успевают, отвечают за разные жизненные процессы — то чаще всего они хотят, чтобы их дети были такими же. Однако медлительный ребёнок, который воспитывается активными родителями, чаще всего не способен подстроиться под них в силу тех причин, что он уже родился другим — неторопливым, спокойным, инертным. Как в таком случае матери и отцу построить воспитательный процесс? Как общаться с ребёнком и обучать его?
Такие родители, как правило, часто спешат, и это помогает им успевать выполнять много дел сразу. Однако требуя такого же поведения от детей, они могут вызвать в них состояние напряжения и дискомфорта. Нужно признать право ребёнка на возможность быть таким, каким его создала природа. Отказаться от привычки торопить малыша каждый раз, когда что-то необходимо сделать быстро — важный шаг к тому, чтобы принимать его таким, какой он есть.
Вместе с тем, для того чтобы ребёнок много успевал или хотя бы никуда не опаздывал и доводил дело до конца, ему нужно больше времени для того чтобы выполнить домашнюю работу или сделать уборку в комнате и более комфортные условия, чем привыкли родители.
Будить таких детей в детский сад или школу нужно заблаговременно, решать с ними задачи так, чтобы они в это время находились в спокойном состоянии и не боялись куда-то опоздать. Перед важным мероприятием ребёнка нужно готовить к выходу из дома заранее.
Медлительный ребёнок в детском саду
Если маленький флегматик идет в группу детского сада, родителям лучше предупредить педагогов об особенностях его характера. Тогда воспитатели смогут составить индивидуальный план работы с ним, позаботиться о том, чтобы над ним никто не смеялся, просить его одеваться на прогулку пораньше, давать больше времени на то, чтобы пообедать или заправить постель. Также педагоги, зная о медлительности ребёнка, будут лояльно относиться к его способности долго выполнять задания.
Рекомендации родителям
- Нельзя подгонять медлительного малыша, упрекать его в том, что он нерасторопный или долго копается.
- Давать ребёнку время на выполнение задания умственного характера следует в два раза больше, чем его сверстникам.
- Прежде чем попросить малыша сделать что-то, нужно убедиться в том, что предыдущая деятельность им закончена, в обратном случае он не сможет быстро переключаться с одного дела на другое, может встревожиться и вообще потерять способность заниматься.
- Нужно больше хвалить ребёнка за аккуратность, осторожное выполнение дел, тщательность и правильность заданий.
- Говоря с малышом, следует отказаться от резких интонаций в голосе, быстрой речи, повышенной эмоциональности, жестикуляции — все это отвлекает его от способности анализировать задание, которое нужно сделать.
- Общаясь с медлительным ребёнком, следует подстроиться под его темп понимания и общения.
- Не стоит давать малышу сразу несколько заданий — каждое из них должно следовать одно за другим. Одно большое задание можно разбить на несколько маленьких.
- С медлительными детьми важно проявлять терпеливость и понимание — тогда они не станут рассматривать свою особенность характера как нечто неправильное, научатся хорошо работать в своем рабочем темпе и их восприятие себя будет здоровым и адекватным.