От словесных издевок до рукоприкладства — проявления хулиганства бывают разные, но все они крайне негативно сказываются на психическом и физическом состоянии ребёнка, его успеваемости и самооценке. Это проблема актуальна для детей разных возрастов, но особенно часто возникает в школьные годы. Как научить ребёнка справляться с такими неприятностями, и возможно ли их предотвратить? Есть несколько полезных рекомендаций.
1. Игнорирование провокаций
Как правило, любой инцидент с хулиганами начинается с провокаций. Дети любят дразнить друг друга, намеренно доводя ситуацию до конфликта. Активная реакция со стороны их потенциальной жертвы будет для хулиганов «красной тряпкой». Они специально накаляют обстановку, чтобы вывести человека из себя и вступить в поединок. Один из способов избежать в таком случае неприятностей — не поддаваться провокациям и не реагировать на поведение хулиганов. Родителям нужно объяснить ребёнку, почему некоторые дети себя так ведут, и почему не стоит обращать на них внимания.
Однако тактика игнорирования может иметь и неприятные последствия. Многое зависит от типа хулигана и обстоятельств. Некоторые провокаторы, не встретив ответной реакции и оставшись безнаказанными, могут почувствовать себя слишком свободно и продолжить свои издевательства в следующий раз. Ребёнок не должен постоянно уходить от таких задир молча, понурив голову. Ему стоит с достоинством и спокойствием ответить им, что у него есть гораздо более важные и интересные дела, чтобы потратить свое время.
2. Уроки боевого искусства
Секции боевых искусств (каратэ, тхэквондо, айкидо, кунг-фу, дзюдо, самбо и пр.) очень популярны среди детей и взрослых. Иногда дети начинают заниматься уже с трех-четырех лет. Такие уроки полезны не только для самообороны, но и для психического и физического здоровья человека. Ребёнок становится более выносливым, уверенным в себе и сосредоточенным.
Он меньше болеет простудными заболеваниями, укрепляет иммунитет, учится глубоко и правильно дышать. Необязательно делать боевые искусства самоцелью и заставлять детей заниматься ими всю жизнь. На этапе роста и взросления ребёнка они могут принести ему большую пользу и создать хорошую основу для его дальнейшего физического и духовного развития.
3. Помощь друзей ребёнка
Для более четкого и правильного реагирования на действия хулиганов полезно разыграть возможные ситуации в нейтральной обстановке. Ребёнок может «потренироваться» со своими друзьями или близкими, чтобы выработать необходимую модель поведения при общении с задирами. Поддержка друзей очень важна для любого человека. Когда у ребёнка есть своя компания единомышленников или хотя бы один хороший и надежный друг, ему будет гораздо проще противостоять нападкам забияк.
4. Хитрый подход
Как правило, хулиганы не блещут интеллектом и остроумием. Этот факт можно использовать в свою пользу: к примеру, ребёнок может попытаться отвлечь задир и рассмешить их, либо вспомнить что-то по-настоящему смешное, чтобы от души засмеяться самому. Ведь забияки ожидают от своей жертвы услышать слезы и мольбы о пощаде, но никак не заливистый, искренний смех. Это их дезориентирует и отвлекает от плохих помыслов.
5. Контроль обстановки
Полезно, чтобы дети внимательнее изучали не только свое окружение, но и места, потенциально опасные для прогулок и игр. Желательно, чтобы ежедневный маршрут ребёнка от школы до дома пролегал подальше от пустырей, лесопосадок, скопления гаражей и темных переулков. Если такие места встречаются у него на пути, то нужно скорректировать маршрут, либо стараться проходить такие участки вместе с друзьями или взрослыми. Следует научить ребёнка оставаться бдительным и сосредоточенным на протяжении всего движения, контролируя ситуацию вокруг и используя для этого периферическое зрение. Это позволит заранее избежать нежелательных встреч.
6. Самооборона для детей
Даже при неравных силах в конфликте успешный исход событий может принести внезапное и точное действие. Полезно преподать ребёнку начальные уроки самообороны. К примеру, при необходимости хулигана можно хотя бы на некоторое время «обезоружить», неожиданно ударив ему в пах или в солнечное сплетение. Если руки слабые, то можно это сделать ступней или коленом.
Если ребёнка схватили за плечи, предплечья или туловище, то ему нужно постараться одной рукой ухватиться за свое плечо, чтобы с силой ударить хулигана локтем, резко оттолкнуть его в сторону и побежать за помощью или в безопасное место.
7. Самопознание
Любому человеку, в том числе и ребёнку полезно хорошо изучить свои слабые и сильные стороны. Он должен хотя бы примерно представлять, на что он способен, насколько терпелив и сдержан, и какие внутренние средства для разрешения конфликтов он умеет использовать. Знание своих возможностей позволяет лучше владеть ситуацией и предотвращать нежелательные последствия.
8. Психология личности хулиганов
Одни дети, любящие задираться, предпочитают делать это лишь на словах, другие — сразу пускают в ход кулаки, а третьи — проявляют агрессию в процессе игры. Некоторые хулиганы совмещают все из названных тактик. Ребёнку не мешает преподать начальные уроки психологии личности, чтобы ему было проще распознавать типы хулиганов и их действия. К примеру, большинство задир любит работать на аудиторию и стараются унизить человека публично. Однако часто их слова неоправданны и лживы. Ребёнку важно не поддаваться эмоциям, а спокойно заверить окружающих в том, что сказанное хулиганами — ложь для привлечения внимания.
9. Поддержка взрослых
Стоит заранее определиться с теми, кому дети кроме родителей могут еще довериться, и в защите кого они будут уверены. Ребёнок должен понимать, что он не один и может рассчитывать на поддержку взрослых: классного руководителя, завуча, председателя родительского комитета, участкового полицейского и пр. Нужно поговорить с доверенным лицом о проблеме, чтобы оно было в курсе ситуации и при необходимости могло адекватно среагировать. Если в школе зафиксирован хотя бы один случай хулиганства и издевательства над детьми со стороны сверстников, это повод бдительнее отнестись к проблеме и привлечь к ней внимание руководства школы и остальных родителей.
10. Работа над проблемой
Издевательство и хулиганство в школах — это серьезная и злободневная проблема. Дети не должны скрывать ее от взрослых. Большинство неприятных ситуаций происходит из-за того, что ребёнок не может открыться своим родителям, поскольку не до конца доверяет им или боится. Взрослым важно находить подход к своему чаду, чтобы заслужить его доверие и уважение.
Не стоит сразу обвинять ребёнка во всех его проблемах. Нужно спокойно пообщаться с ним, чтобы выяснить нюансы ситуации и при необходимости привлечь к проблеме внимание учителей и руководство учебного заведения. Желательно, чтобы в школе проводились профилактические беседы на тему хулиганства и способах борьбы с ним. Пусть каждый ребёнок научится противостоять ему и, по возможности, предотвращать.