Говорят, есть на свете младенцы, которые едят, спят, а в перерывах радостно гулят игрушкам и улыбаются. Про них рассказывают в книжках и учебниках – и некоторым педиатрам даже удается увидеть такое чудо. Но большинство детей совсем не такие.
Кто-то просыпается на малейший звук, а то и без него. Другие горестно рыдают или яростно кричат, третьи не слезают с груди или отказываются от еды... А чаще всего родителям достается смешанный вариант: ребёнок успевает и порыдать, и плохо заснуть, и повыплевывать соски.
Но есть определенные периоды, когда ситуация усложняется даже с маленькими ангелочками: MedAboutMe рассказывает о кризисах первых полутора лет, тех самый «удивительных неделях» особого негодования. Читайте и запоминайте, к чему готовиться – это сделает жизнь немного легче.
Капризничает? Значит, развивается
Концепцию «удивительных недель» (wonder weeks) придумали нидерландские ученые – антрополог Вандерейт и психолог Франс еще в начале 90-х годов. Тогда же издали первую книгу. В Россию она пришла уже в следующем веке под названием «Капризничает? Значит, развивается!». И спустя 30 лет после появления теории основная мысль все еще актуальна.
В основе идеи «удивительных недель» – 10 кризисов, которые мучают детей и родителей в первые полтора года.
В итоге каждого кризиса у малыша формируются новые умения и навыки. И время наступления этих этапов в среднем одно и тоже – по крайней мере, большинство родителей отчитываются о проблемных периодах с точностью до недели.
Авторы считают, что кризисов не избежать. Кризисы развития – это хорошо, говорят ученые. Если ваш малыш в означенный период стал плаксивым, капризным, не слезает с рук или груди, хуже спит или отказывается есть – значит, он резко растет, причем не столько физически, сколько умом. Ждите новых умений (и будьте готовы к новому кризису!).
Что вам даст это знание кризисных недель? Для начала – немного предсказуемости и возможности понять, что вы не одиноки с такими проблемами. А еще – понимание, что происходит, а значит, меньше тревог и больше уверенности, что все идет, как надо.
Итак, рассказываем: 10 скачков развития за 18 месяцев жизни малыша.
4-5 недель: я чувствую и ощущаю!
Самый первый кризис постепенно нарастает в среднем с трех недель, а пик настает в 4-5. Младенец резко «включается», он больше не спит спокойно при шуме, как в первые недели, ему начинает мешать свет, липучка на подгузнике. Он замечает изменения вокруг и внутри себя – например, сокращения кишечника (те самые колики) – и реагирует на все громким плачем.
Сенсорную перегрузку вызывает буквально все – движения рук и ног, касания к кроватке, вкус еды, запах мамы, чувство голода или жары. Даже собственный плач! Все, что раньше не отслеживалось, обрушивается буквально в одну неделю. И неудивительно, что внезапно обретенные чувства переполняют на глазах.
По окончании этого скачка появляются новые эмоции: осознанные улыбки при виде родных лиц, наслаждение от теплой воды в ванночке, еды, контактов.
8 недель: как много вокруг узоров и закономерностей!
Второй кризис роста начинается примерно через 4 недели после первого скачка развития. Эти периоды вообще поначалу наступают раз в месяц и длятся 7-10 дней.
В восемь недель мозг начинает не только получать, а обрабатывать массу информации: какие вокруг узоры, орнаменты, цвета, как звучит мамин и папин голос, мелодии, тиканье часов. Паттерны в собственных движениях также становятся предметом исследования: оказывается, если поднять руку – ее видно, а если опустить – то нет. Все это привлекает внимание и требует изучения и повторов.
Это не особенно заметный и значительный скачок, но для мозга он крайне важен.
11-12 недель: осваиваем движения
Хаотичные размахивания руками и ногами остаются позади: с этим скачком ребёнок научится лучше управлять телом, и движения станут более осознанными и плавными. Разумеется, до развитой крупной, а тем более мелкой моторики нужны еще годы тренировок, но это уже большое достижение.
По окончании этого кризиса ребёнок научится осознанно и целенаправленно тянуться к интересной игрушке, поворачивать голову на звук или свет. А еще – заливисто хохотать!
15-19 недель: я сам управляю событиями
Этот важный период вы точно не пропустите, хотя точной даты у него нет: она зависит от индивидуальности малыша и среды. Ребёнок после изучения паттернов и освоения тела начинает подозревать существование причинно-следственных связей. Если потрясти игрушку – она звенит, если ее толкнуть – она может упасть, если потянуть за очки – они останутся в руке.
Кризис проявляется в повышенном интересе к окружающему миру, активности и требовании внимания от взрослых. А еще впервые появляется ощущение скуки и нетерпеливости. Есть желание – его нужно удовлетворить немедленно!
26 недель: осознание взаимоотношений и дистанции
К 26 неделям новые умения накапливаются и выражаются в очередном скачке развития. Малыш начинает осознавать, что объекты и предметы могут взаимодействовать. И этим надо воспользоваться: ударять ложкой по миске, кидать все на пол, переворачивать и хватать все, что попало в поле зрения.
А вот второе осознание приносит расстройства: ребёнок начинает осознавать понятие расстояния, дистанции между собой и остальными – как вещами, так и людьми. И если к вещам можно доползти, то большая дистанция между малышом и мамой вызывает страх расставания.
34-37 недель: кризис классификации
К этому возрасту начинают активно включаться логические процессы. У ребёнка появляются категории: это люди, это игрушки, эти красные, те круглые, вот такие – вкусные. Чтобы «разложить все по полочкам», малыш начинает еще тщательнее изучать окружающий мир и проверять его на прочность.
Исследование идет в полном соответствии с возрастом: на зуб, на дальность полета, на громкость при стуке. Остается только смириться с научной работой и убрать все, что может повредить или повредиться.
42-46 недель: решение вопроса пирамидки!
Седьмой скачок логично следует за навыком классификации: на смену разбивки на группы появляется понимание последовательностей. Наконец самые простые пирамидки начинают складываться по порядку, на большой кубик встает тот, что поменьше. А еще ребёнок становится приверженцем строгого режима: после завтрака – на прогулку, перед сном – ванна. И никак иначе!
50-52 недели: основы программирования
К первому дню рождения младенец подходит в разгар кризиса осознания программ. Это – вершина трех предыдущих навыков, и очень серьезный процесс. Малыш начинает понимать сложные последовательности, не просто какое кольцо класть в основание пирамидки. Он начинает догадываться, что для того, чтобы покачаться на качелях, нужно одеться, дойти до площадки и только там осуществить желание.
Так что ждите прямых намеков – ребёнок в одном сапоге и шапке вам подскажет, какой цикл действий необходим для решения конкретной задачи.
60-64 недели: принципиальность и эмоции
Все накопленные знания выражаются в первом кризисе отделения: у малыша появляется спектр самых разных эмоций, яркие требования, попытки договариваться и даже шутки.
Этот скачок развития может проявляться первыми попытками «я сам», убеганиями от родителей, а также повышенном желанием быть рядом (да, вот такой парадокс). Обилие новых эмоций и чувств утомляет, и ребёнок нуждается в поддержке и успокоении взрослых.
Полтора года: системное мышление
Десятый скачок развития приходится на 73-75 недель или примерно полтора года. У малыша формируется системное мировоззрение, ему приходится учиться подстраиваться к изменяющимся условиям и пробовать изменять их самостоятельно. Проявляется это началом социальных навыков (пора искать друзей на площадках) и проверками границ дозволенного (все, что было раньше – только первые пробы настаивать на своем).
Как справляться с кризисными периодами?
Авторы популярной теории остановились на 10 скачках развития. Хотя это не значит, что больше их нет – просто дальше такие периоды намного менее предсказуемы и более индивидуальны. А значит, календарик для всех не составить.
Но вот советы о том, как переживать эти этапы – и сейчас, и в будущем – одинаковы: больше контакта с ребёнком (пока он еще влезает на ручки – берите), больше терпения. Не забывайте проверять, нет ли других причин для долгого плача. И главное – помните что это не малыш пытается вдруг сводить вас с ума, а правила развития влияют на него так, что новые вершины требуют больше ресурсов. В том числе и родительских.