В России конец октября, и повсеместно вспыхивают дебаты на тему Хэллоуина: надо ли вырезать страшные рожи из тыквы и наряжать детей мумиями, будет ли малышам и школьникам полезно это веселье или нанесет вред неокрепшей детской психике? Как появился этот праздник, что хорошего он может дать ребёнку и в чем негативные стороны карнавала монстров в детских учреждениях, разбирается MedAboutMe.
История праздника за рубежом и в России, или Доки коледники ходе, то доти и наша вipa руська буде на свiтi
Пожалуй, ни для кого не является секретом, что Хеллоуин – это All Hallows' Eve, Канун Дня Всех Святых. История его мало чем отличается от традиции Рождественских колядований или ночи Ивана Купалы, также связанных с переодеваниями и попытками «изгнать зло». Да, языческие корни христианских празднеств характерны для множества стран и народов.
В России, например, колядование под Рождество проходило как в нарядных одеждах и с благословениями, так и в тулупах наизнанку, с выпеваниями-сборами угощения, чтобы несчастья не коснулись дома, огород зеленел и скот нагуливал бока. В разное время разные традиции поддерживались и отвергались церковью, однако устоявшиеся привычки трудно подвергались искоренению.
Традиции же выспрашивать угощение под День всех святых зародились в Европе, перейдя с Рождественских переодеваний и «откупов» колядующим на 1 ноября. Изначально они были просьбами подаяния «духовным пирожным», которое бедняки Великобритании выпрашивали взамен на молитвы об усопших. Хотя, вполне вероятно, что также поступали люди и в Италии 16 века: «Ты скулишь, как нищий на День всех святых», писал Шекспир в «Венецианском купце».
Переодевать детей в карнавальные костюмы начали, вопреки общественному мнению, не в США, а в католической Шотландии конца 19 века. Устрашающие маски помогали людям в шутку «откупиться» от возможных болезней и несчастий, а заодно и угостить детей. Это проводилось не во славу темных сил, а наоборот, чтобы уберечь себя от большего зла, принеся небольшую жертву в означенный день вот таким забавным способом.
Психологические аспекты страшилок
Как бы ни хотелось взрослым видеть детей только в чистых платьях и костюмчиках, каждому из нас, независимо от возраста, порой необходимо сбросить напряжение и позволить себе поступить вопреки общественным правилам. Как сделать так, чтобы это не повредило ребёнку и не вошло в привычку? Ввести «День непослушания», «день самоуправления в школе» или вот – «День всех святых», когда можно и нужно переодеться в страшного монстра и показаться в таком виде на улице.
На этом эффекте «клапана», спускающего напряжение, основаны и детские страшилки про «Черную Руку», и взрослые книги и фильмы ужасов. Совсем немного и, главное, контролируемо побояться, зайти в Дом Привидений в парке аттракционов, смешать страх со смехом – хороший терапевтический метод. Так почему мы не переодеваемся поголовно в зомби и мумий?
«Сласти или страсти?!» или как подготовиться к ужастикам
В Хэллоуине нет ничего, травмирующего детскую психику, так же, как в Новогодних карнавалах или праздновании 9 Мая. Однако между детьми, неподготовленными к этому празднику, и малышами, с колыбельки знающими о вырезании тыквы и соседях в карнавальном костюме, все же есть значительная разница.
В нашей стране нет единой методической базы для объяснения детям в дошкольных и школьных учреждениях, нет культурной основы, истории праздника монстров. Ребёнок, впервые сталкивающийся с подобным карнавальным действием, может быть напуган и травмирован, это правда. Любой праздник в детском саду разъясняется, подготавливается, несет смысловую нагрузку. А Хэллоуин? Возникающий обычно, как частная инициатива, такой карнавал монстров, суперменов, фей и колдуний не вполне понятен детям, особенно тем, кто не сталкивался раньше с ряжеными малышами в коридоре своего детского садика. Стоит только вспомнить, как многие малыши боятся Деда Мороза, классической новогодней фигуры, раздающей подарки под елкой. А тут – множество масок и костюмов на знакомых (или уже незнакомых?) детях вокруг…
Без сомнения, если в семье родители прекрасно понимают и поддерживают желание чада переодеться и напугать соседей (соседей стоит все же предупредить) и в целом контролируют ситуацию, то детям это пойдет на пользу. Поездка за тыквой, вырезание смешных и ужасных рожиц, новые тыквенные блюда в меню и украшение дома вырезанными фигурками, даже страшные истории при свете свечи – все эти атрибуты поспобствуют развитию, а также, вполне вероятно, помогут папе, маме и ребёнку поговорить о скрытых, потаенных страхах детей, победить их в такой нехитрой форме.
Екатерина Валова, психолог
Когда-то в 1995 году в психологической консультации мы с детьми-первоклассниками рисовали свои Самые Страшные Страхи. И удивительно, что в той стране, еще без засилья зомби, мумий и прочих оживших мертвецов из телевизора дети все равно боялись скелетов из могил, ночных чудовищ и тех, кого сейчас мы называем иностранным словом «монстр». На тот момент про Хэллоуин мы знали совсем понаслышке, поэтому терапевтическим методом были выбраны прорисовывание, проговаривание и сожжение рисунков в темной комнате от пламени специальной свечи.
Тогда нам остро не хватало возможности всей толпой посмеяться над страхами, перевоплотиться в них, и мы стали по одной-две фразы писать рассказики, как скелет пытался выкопаться из могилы, а там сверху – мусорка. Как у чудовища милиционеры спросили паспорт. Как неизвестное зеленое существо оказалось старой овсяной кашей, которую никто не хотел есть.
Это приближение ужасного к обыденному помогло детям проще относиться к страхам, переключаться с ощущений ужаса на простые и понятные вещи. То, что вполне доступно на костюмированных праздниках, возможность «влезть в шкуру монстра» и понять, что все не так страшно. И это может стать ценным опытом для ребёнка. А может – просто веселым развлечением, на котором еще и конфет отсыпят. Все зависит от взрослых.