Умственное развитие ребёнка напрямую зависит от моторики и двигательной активности. Чтобы малыш научился говорить, нужно развивать мелкую моторику пальцев, давая ему в ручки мелкие предметы, позволяя перебирать бусинки, крупу и т.д. В дошкольном и школьном возрасте рекомендуется выполнять специальные кинезиологические упражнения. От успеха их выполнения будет зависеть успеваемость в школе.
Что дают кинезиологические упражнения для развития ребёнка?
Такие упражнения помогают активизировать работу всех отделов головного мозга. Их необходимо выполнять, как для улучшения уже имеющихся способностей, так и для корректировки существующих проблем в развитии ребёнка. Кроме того с их помощью можно:
- установить и улучшить связь между двумя полушариями головного мозга;
- развить каждое полушарие в отдельности;
- синхронизировать работу левого и правого полушарий;
- улучшить память;
- развить внимание и мышление;
- улучшить и поставить правильную речь.
Заниматься с ребёнком нужно ежедневно, не менее 10 минут. Существует несколько комплексов упражнений, которые направлены на развитие тех или иных возможностей головного мозга. Каждый из них следует выполнять в отдельности не менее 2 месяцев. Перерыв между комплексами должен составлять 14 дней.
Комплекс упражнений для улучшения взаимодействия между обоими полушариями головного мозга
Для развития мышления, памяти, внимания и письма нужно выполнять следующий комплекс упражнений:
- Взяться двумя руками за края верхней части ушей и потянуть за них. Затем взяться чуть ниже и так же потянуть наружу. Делать так, дойдя до мочки уха. Выполнить 5 повторений.
- Соединять подушечку большого пальца (поочередно) с подушечками каждого пальца, начиная с указательного. Дойдя до мизинца, сделать то же самое в обратном направлении. Выполнять это упражнение нужно двумя руками одновременно и в быстром темпе. Выполнить 5 повторений.
- Поочередно ставить кисть в 4 положения: кулак, раскрытая кисть, лежащая на внешней стороне (боком) и раскрытая кисть ладонью вниз. Делать это нужно на любой поверхности. Сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно. Стучать по поверхности не нужно, все движения плавные. Выполнить 5 повторений обеими руками.
- Повернуть правую руку ладонью к себе. Большой палец вытянуть в сторону, а 4 остальных — согнуть внутрь к ладони. Левую ладонь раскрыть, вытянув пальцы, и приложить к внешнему ребру правой ладони. Затем сменить положение рук. Постараться выполнять эти движения без ошибок в максимально быстром темпе. Сделать не менее 5 повторений упражнения.
- Одну руку сжать в кулак, вторую распрямить. Положить их на поверхность стола, и менять положение, одновременно разжимая ладонь одной руки, и сжимая в кулак другую руку. Постараться делать это в ускоренном темпе, не менее 5 раз.
- Сложить 2 ладони, соединив пальцы в замок. Указывать ребёнку на любой палец, а он должен поднимать его. Другие пальцы должны оставаться неподвижными. Постараться задействовать каждый палец.
- Взяться правой рукой за нос, а левой за правую ушную раковину. Затем хлопнуть в ладоши и ухватиться левой рукой за нос, а правой — за левую ушную раковину. Добиться безошибочного выполнения упражнения.
- Рисовать фигуры в воздухе. Сначала по очереди каждой рукой, а затем одновременно двумя руками.
Упражнения для эстетического и интуитивного развития
За развитие творческих способностей и интуиции отвечает правое полушарие головного мозга. Для улучшения его работы нужно выполнять следующий комплекс упражнений:
- Встать ровно с закрытыми глазами, пальцами левой руки коснуться низа живота, а пальцами правой руки массировать копчик. При этом надо представлять шар красного цвета. Затем поменять руки местами и массировать низ живота. Представлять шар оранжевого цвета.
- Исходная позиция та же, только левой рукой надо коснуться пупка, а правой — груди с левой стороны, массируя ее. Представлять шар зеленого цвета.
- Левую руку положить на пупок, а пальцами правой массировать середину лба. Представлять шар голубого цвета.
- Закрыть правую ноздрю пальцем и вдохнуть левой ноздрей, представляя любой предмет серебряного цвета. Затем закрыть левую ноздрю и выдохнуть правой, представляя предмет золотистого цвета.
- Сесть, не облокачиваясь на спинку стула, выпрямить спину. Одну ногу положить на колено другой ноги, ступней в сторону. Положить на нее соответствующую руку ладонью вверх. Другую ладонь положить сверху. Расслабиться и задержаться в такой позиции на полминуты. Поменять ноги и повторить упражнение.
- Сесть на пол, руками упереться в его поверхность. Поднять обе ноги, выпрямить, и вращать ими сначала по часовой стрелке, а затем в обратном направлении. Выполнить по 5 вращений в каждом направлении.
Упражнения для развития интеллектуальных способностей
За интеллект, память и решение математических задач отвечает левое полушарие головного мозга. Для активизации его работы будут полезны следующие упражнения:
- Взяться руками за уши и тянуть их сначала вперед, считая до 10, затем назад. Досчитав до 3, следует закрыть глаза.
- Пальцы рук положить на щеки и растирать их по кругу в течение минуты. Затем положить палец одной руки на лоб, а другой — на подбородок. Вращать так по кругу еще полминуты.
- Делать массаж указательными пальцами обеих рук соответствующих верхних и нижних век в течение одной минуты.
- Делать массаж от крыльев носа к переносице указательными пальцами обеих рук, считая до 20.
- Двигать нижней челюстью с одной стороны в другую, открыв рот. Сначала вправо, затем влево. Движения резкие, по 10 в каждом направлении.
- Круговые движения головой в одну и другую сторону. Сначала с поднятыми, а затем с опущенными плечами.
- Сидя на стуле, выпрямить ноги и положить одну на другую в области голени. Наклониться, дотянувшись пальцами рук до стоп и склонив при этом голову. Выполнить 3 повторения и поменять ноги местами.
Другие кинезиологические упражнения
Развитие ребёнка требует комплексного подхода. Для улучшения памяти, адаптации к учебному процессу и пространственного восприятия будут полезны такие упражнения:
- Расправить ладонь, вытянуть пальцы, повернуть кисть боком и постучать ею по любой поверхности. Затем сделать то же с другой рукой.
- Соединить подушечки пальцев обеих рук. Давить сначала всеми пальцами друг на друга, а затем каждой парой пальцев поочередно.
- Двигать обоими глазами сначала вправо, затем влево.
- Скрутить из пластилина маленький шарик. Раскатывать его по вертикальной поверхности каждым пальцем.
- Наклонять голову вперед и назад, влево и вправо, вращать ею по кругу.
Чтобы ребёнок правильно и гармонично развивался, с ним нужно заниматься. Подобных упражнений огромное множество и каждый сможет подобрать комплекс, соответствующий особенностям и возрасту ребёнка.