Ребёнок развивается особым образом, проходя определенные возрастные этапы и кризисы возраста. Не успели родители еще толком отойти от кризиса «годовасика», как уже через год ему на смену приходит начальный период кризиса «трехлетки». Из вполне покладистого, послушного малыша, как из рога изобилия, высыпаются крики негодования. Окружающие могут пребывать в легком шоке от истерик, капризов детей, которые до этого были паиньками. Что произошло, где взрослые ошиблись в воспитании? Как справиться с подобными проблемами? Или стоит просто переждать «бурю», и все станет на свои места?
Кризис возраста — проблемы трехлеток
В три года детишки из милых и ласковых крошек превращаются порой в просто неуправляемых маленьких тиранов, непослушников и «нехочух». Это кризис возраста «трехлеток». 3 года — особенный возраст: ребёнок уже не беспомощный карапуз, он многое знает и умеет, но он, в то же время, еще очень мал и беспомощен. Эти противоречия не дают ему и его родителям спокойно вздохнуть, провоцируя истерики, капризы детей.
В чем суть истерик и капризов детей?
В три года ребёнок начинает активную социализацию, зачастую пребывая в детском коллективе, и у него формируются волевые качества, самостоятельность, проявляется собственное мнение, стремление к независимости. Ребёнок при играх и исследовании пространства замечает, что он может оказывать влияние на внешний мир, поведение родителей и других людей. Если он роняет тарелки, они бьются, если долго хнычет, родители делают так, как он хочет.
Начинаются сначала робкие и редкие, а затем все более частые истерики, капризы детей. Малыш наблюдает за другими и делает выводы, порой и не совсем верные, но логичные в его понимании. Он примеряет на себя разные роли — послушного, капризного, неуправляемого, и смотрит, какие выгоды и недостатки приносит каждая из них. Из истерик и капризов детей в итоге формируются определенные последствия для них самих.
Ребёнок уже осознает, что он отдельная личность, и не всегда может понять причины одергиваний, запретов или принятых за него решений, пусть это будет всего лишь его одежда или покупка ему нового столика. Ему самому в такой период непросто, он пробивает себе «место под солнцем», среди сверстников и взрослых, и пока его оружием в этом являются поведение, крики и плач.
В этом периоде психологи выделяют семь основных симптомов, которые, так или иначе, проявляют кризис возраста. Если родители будут знать о них, можно помочь себе и ребёнку преодолеть трудный возраст.
Основные «симптомы», нюансы воспитания
Одним из проявлений кризиса возраста является негативизм: ребёнок делает все наоборот, от противного, даже иногда в ущерб своим интересам. Откажется от прогулок и еды, даже если сильно хочет, потому, что так он решил! Он может оказываться от просьб всех родных и друзей, а может избрать «жертвой» исключительно маму или папу. Это повод для изменений в воспитании и анализа отношений между родителями и ребёнком. Возможно, взрослые не последовательны или слишком строги? Необходимо сменить командный тон на расспросы и интерес к мнению ребёнка, обсуждать с ним свои планы и задавать вопросы так, чтобы ребёнок должен был отвечать на них развернуто, а не просто «да» или «нет».
Еще одним симптомом является упрямство. Малыш хочет добиться своего, и все увещевания он просто не слышит. Если ситуация не опасна для его жизни и здоровья, можно позволить естественное развитие событий, чтобы малыш вынес из своего протеста урок. Это тоже воспитание. Не хочет убирать игрушки — стоит оставить их разбросанными и, когда малыш споткнется о них, напомнить о его нежелании их убирать, предложив сделать логический вывод. Если ребёнок поймет, что родители правы в мелочах, он проще будет принимать родительскую правоту во всем. Родителям нужно быть гибкими и последовательными в воспитании.
Помощь родителям: важные данные
Вместе с предыдущими проявлениями появляется и строптивость — нежелание выполнять социальные нормы. В этом случае поможет все та же методика: последовательное воспитание. Своеволие — это желание все делать самому, даже если не получается. Это полезное качество, и родители вместо раздражения должны помогать малышу, проявляя терпение и такт, предлагать помощь, но не навязывать ее. Если у крохи получилось, обязательно нужно похвалить его, если не получилось, предложить помочь и научить его делать. Недопустимы насмешка, ирония и упреки, они могут надолго отбить желание что-либо делать.
Еще один симптом — это обесценивание значимости привычных вещей, потеря интереса к тому, что ранее было дорого и любимо, это и вещи, и игрушки, и люди. Ребёнок может даже проявлять агрессию и грубость — он отслеживает реакцию взрослых на его действия.
В отношении книг и игрушек стоит просто подождать, возможно, они действительно надоели и интерес вспыхнет позже. А вот с грубостью к людям нужно действовать иначе, но не руганью, а объяснениями. Кроме того, родителям следует следить за своим поведением — малыши многое подчерпывают от них самих.
Изменения у ребёнка
Протесты и бунты — одни из ярких признаков кризисных периодов, когда малыш ссорится со всеми и ведет себя агрессивно. Обычно это реакция на давление родителей или родных, на стремление взрослых принимать решения за него. У ребёнка, чью деятельность постоянно сдерживают или ограничивают родители, выход эмоций и энергии перейдет в ярость, истерики и агрессию.
Ревность и деспотизм — это трудные для коррекции проявления, типичные в данном возрасте. Если ребёнок в семье один, это может выливаться в желание чадушки властвовать над всеми: все должны перед ним плясать и ходить по струнке, выполняя его желания, а если нет — получите слезы и истерики. Если же в семье есть другие дети, проявления могут переходить в ревность и требование внимания к себе, неприятие или агрессию к другому малышу.
Это желание ребёнка управлять миром, манипуляции родителями. Конечно, в мелочах можно уступать малышу, но все, что касается его жизни и здоровья, должно ограничиваться, быть жесткой линией воспитания.
Во всем нужно быть гибкими и искать выход во взаимопонимании, мудрости и терпении. Период сложный не только для взрослых, малышу еще сложнее. Ведь родители могут управлять своими эмоциями, а он еще не умеет это делать.