Основные темпераменты людей были описаны много сотен лет назад — сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В рафинированном, не смешанном виде они встречаются редко, но все же преобладание определенного типа личности родители обычно замечают уже в самом раннем возрасте детей. Это непосредственно влияет на воспитательные процесс — малыш-сангвиник потребует иного подхода, чем маленький меланхолик. Ущербных плохих типов личности не бывает, но у каждого есть свои характерные особенности, и их необходимо учитывать, чтобы подчеркнуть выгодные стороны и нивелировать слабые черты. Так как главные занятия для детей в дошкольный период — это игра, то именно в игре и должно происходить развитие ребёнка.
Малыш-холерик
Маленький холерик — это настоящее испытание для родителей. Про малышей такого типа можно сказать — ребёнок-вихрь, ребёнок-торнадо, он хочет все и сразу, не принимает поражений и с трудом контролирует свои эмоции. Сторонний наблюдатель моет сказать: «Малыш не воспитан!» Это, разумеется, не так. Подвижный тип нервной системы холерика просто не дает ему успокоиться. Так что ваша помощь беспокойному ребёнку как раз должна заключаться в обучении самоконтролю, терпеливости, аккуратности. Занятия для детей-холериков должны строиться на смене видов деятельности. Сначала малыш должен выпустить свою бурную энергию. Больше гуляйте с неспокойным ребёнком — пусть он в двигательную активность выпустит переполняющие его чувства. Пусть малыш набегается, накричится вволю. Отведите его в то место, где он никому не помешает и никто его не будет одергивать. Такая разрядка просто необходима, чтобы сознание маленького холерика немного освободилось от слишком бурных эмоций.
Серьезные спортивные нагрузки обязательно должны присутствовать в жизни ребёнка-холерика, а начинать можно просто со спортивных игр во дворе. При этой обязательно объясняйте ребёнку правила, которым он неукоснительно должен следовать — границы игрового поля, уровни сложности и недопустимые действия. Освоение этих рамок позволит малышу дисциплинировать себя, а это очень важно для бурного темперамента холерика. После такой моторной разрядки предложите сменить род деятельности — любые процессы на мелкую моторику будут сейчас восприняты активным ребёнком благосклонно. Рисование или настольные игры — малыш сможет проявить аккуратность и долю выдержанности.
Занятия для детей-сангвиников
Малыш-сангвиник — настоящая радость для родителей. Это ребёнок радуется всему, что происходит вокруг, он готов играть в любую игру, у него куча друзей, он крайне редко вступает в конфликты. Казалось бы — зачем вообще вмешиваться в такой гармоничный мир счастливого крохи? Однако лучше все же проявить некоторую внимательность и контролировать развитие ребёнка-сангвиника. Эти дети с легкостью увлекаются игрой, но так же легко склонны бросить любое дело, если оно перестанет захватывать, а это в будущем может привести к недоразвитию волевой сферы и поверхностному отношению к рабочим процессам. Не самые лучшие качества для успешности в жизни, не так ли? Чтобы избежать таких последствий, старайтесь чаще предлагать ребёнку-сангвинику сложные стратегические игры, требующие усидчивости.
Обязательно следите, чтобы малыш любое начатое дело доводил до конца, не бросал на полпути: «Да, вокруг есть много чего еще интересного, но сначала давай добьемся результата здесь». Насильно заставлять, конечно, не стоит, но не забывайте подчеркивать важность достижения цели. Лучшими домашними играми для маленького сангвиника будут разного рода конструкторы — готовые тематические наборы со схемами или просто детали россыпью. Занятия для детей в виде конструирования — сложный процесс движения к цели, и он наглядно позволяет увидеть каждый этап своей работы. Так малыш сможет контролировать свою работу — сколько еще осталось до готовой модель, сколько уже сделано.
Детский психолог рекомендует комфорт для меланхолика
Про меланхоличных детей можно сказать — этот нежный цветок может пострадать от любого дуновения ветерка. Малыш-меланхолик крайне раним, ему сложно выстраивать отношения со сверстниками, любая новая игра вызывает настороженность — а вдруг у меня не получится? Детский психолог советует окружить таких детей максимальным комфортом и любовью. Пусть кроха адаптируется к любым новым процессам столько, сколько ему нужно, не нужно провоцировать его на общение или изучение новых правил. Если ребёнок совсем мал, позвольте ему изучать окружающий мир во всей полноте, наблюдения за природой прекрасно подходят маленькому меланхолику — касается это изучения структуры снежинок зимой или наблюдений за насекомыми летом. Так малыш сможет накапливать жизненный опыт и сведения о мире, которые позволят чувствовать себя более уверенно.
Из игр выбирайте не те, где нужно стремиться победить кого-то, а скорее сложные задания на смекалку. Богатый внутренний мир меланхолика любит решать задачи — так позвольте ему развить эту свою сильную сторону. Поиск клада, или прохождение всех уровней головоломки — это будет личное достижение ребёнка, и при этом никто не останется позади. На поражение, проигрыш перед кем-то меланхоличные дети реагируют еще хуже, чем холерики — они не впадут в истерику, но внутри себя будут переживать этот неприятные момент годами, роняя свою самооценку все ниже и ниже. Так что при любом выборе деятельности избегайте состязательного момента, чтобы никто не мог сказать про малышей: «Они проиграли».
Развитие ребёнка-флегматика
Про малышей такого типа можно подумать, что им ничего не нужно. Флегматик согласится на любое предложение, но сам ничего не попросит. Развитие ребёнка с таким темпераментом обычно очень беспокоит родителей. Ребёнку не интересен мир вокруг? Конечно, это не так. Просто флегматичный малыш не умеет выражать свои чувства и эмоции, так как сам толком не понимает их и не знает, что с ними делать. Природная стеснительность тоже не дает проявить инициативу. Конечно, это может привет к серьезным проблемам в социальной адаптации и познавательной деятельности. Чтобы не допустить этого, используйте ролевые игры, выбирая занятия для детей. Обычно все дети любят их, особенно если играть придется с мамой, которая понимает своего ребёнка, как никто.
В создании сюжета игры старайтесь провоцировать ребёнка на принятие решений самостоятельно. Пусть он выберет героев игры, пусть придумает им имена и особенности характера. С такого примитивного проявления инициативы начинается большой путь в мир социального общения. Когда он будет пройден с игрушками, малыш более легко сориентируется в ситуации со сверстниками не будет изгоем в детском обществе. Поощряйте любое проявление эмоций. Гнев это или радость, обида или заливистый смех — эмоциональное развитие ребёнка очень зависит от умения корректно выражать свои чувства. Дайте понять, что малыш может не стесняться своих переживаний — если ему грустно и он обиделся, то это совершенно нормально, если ему весело и он готов хохотать до упада — это нормально, он сам не будет выглядеть при этом смешным и нелепым.