Как правильно влиять на ребёнка? Как заставить питаться полезно, двигаться больше и перестать ныть и пререкаться со взрослыми? Можно уговаривать, ругаться и обещать подарочек. А можно воспользоваться этими экспертными советами. Мы проверили их на себе: и они работают!
Покажите, как надо делать
Хотите, чтобы ваш ребёнок наконец начал есть овощи? Ешьте их сами. Встаньте с дивана и идите гулять вместе, чтобы показать детям, что двигаться – это здорово.
Мы, родители – лучший образец для подражания, который только может быть у ребёнка. Именно так в животном мире обучают всех детенышей, и с людьми работает тот же принцип.
Так что начинайте пораньше. Дети начинают подражать своим родителям с самого раннего возраста. Сопротивляйтесь желанию подкупить своего ребёнка едой, игрушками или другими подарками, чтобы помочь ему что-то сделать. Это учит нездоровым привычкам.
Лучшая награда – совместное время
Вместо того, чтобы подкупать ребёнка видеоиграми или временем за планшетом (или чем-то, где надо просто сидеть), сделайте наградой активное совместное времяпрепровождение. Погоняйте на улице мяч. Прокатитесь вместе на велосипедах. Или пусть ребёнок сам планирует день, полный активных занятий, которые ему нравятся.
Почему это работает: дети жаждут нашего внимания. Особенно если им приходится делить время с братьями и сестрами. Никогда не недооценивайте, как много время, проведенное один на один, значит для детей. Даже если они уже доросли до тинейджеров.
Не используйте пищу в качестве награды
Превращение сладостей или нездоровой пищи в приз учит детей использовать пищу, чтобы наладить свои эмоции. Кто не пытался вознаградить себя чем-то вкусным за удачно закрытый проект?
Такие привычки – родом из детства. Они создают нездоровые отношения с едой. Согласно результатам исследований, взрослые, которых награждали и наказывали при помощи лакомств в детстве, более склонны к перееданию, экстремальным диетам и нарушениям пищевого поведения.
Отказ от угощения из-за плохого поведения («Теперь никакого мороженого!») – тоже плохой вариант. Запретный плод, запрещенная пища становится более привлекательной.
Хвалите за усилия, а не только за результаты
Дети особенно нуждаются в похвале в виде поддержки. Если вы хотите мотивировать ребёнка, сосредоточьтесь на его усилиях больше, чем на конечном результате.
Когда ребёнок показывает вам картинку или фотографию, которую он сделал, не говорите, что это здорово, красиво, «отлично получилось». Хвалите его за то, как усердно он поработал над ней. И обращайте внимание на конкретные детали.
Если ребёнок пытается освоить новый вид спорта, говорите, как вы гордитесь тем, что он тренирует удары ногами, технику бега, растяжку. Не сосредотачивайтесь на выигрыше или проигрыше игры, или результатах соревнований. Вопрос «Хвалил ли тебя сегодня тренер» тоже не годится в качестве мотивации.
Спокойствие, только спокойствие!
Когда вы просите ребёнка что-то сделать или призываете к дисциплине и правилам поведения, сохраняйте спокойствие. В противном случае ответные «взрывы», истерики и скандалы могут стать частью семейной жизни, а мусор так и останется в ведре.
Дети могут научиться управлять своими эмоциями, наблюдая за вами. Если дело идет к конфликту, будьте кратки и ясны.
- Скажите ребёнку, что он должен сделать.
- Скажите, когда он должен это сделать.
- Объясните, к каким последствиям может привести невыполнение просьбы.
- Придерживайтесь своего плана и не допускайте переговоров.
Показывайте, что физические упражнения помогают чувствовать себя хорошо
В идеале каждый ребёнок должен быть активным не менее 60 минут в день: это важно для здоровья. И хорошо бы мотивировать его так, чтобы не приходилось заставлять «вставать с дивана и сходить уже прогуляться».
Если вы тоже пытаетесь заставить своих детей больше двигаться, помогите им понять, что физические упражнения – это приятно! Не просто увлекайте своим примером, наслаждайтесь нагрузками в процессе.
Двигайтесь вместе. После того как вы вдвоем отправитесь на велосипедную прогулку или поиграете в бадминтон, поговорите о своих ощущениях. Это побуждает ребёнка начинать замечать то же самое чувство самостоятельно, и так рождается естественная мотивация двигаться, которую в мире гиподинамии мы потихоньку теряем.
Мы знаем отличный способ убедить детей, что двигаться – это хорошо.
Купите недорогие шагомеры для всей семьи. Начните семейное соревнование: повесьте на холодильник или еще куда-то лист для диаграммы и отмечайте на ней ежедневно количество шагов, которое удалось пройти. Это работает!
Бонус: с таким лайфхаком даже не нужно вознаграждение победителю дня, недели или месяца. Использование самого гаджета наряду с некоторой дружественной внутрисемейной конкуренцией способно мотивировать детей двигаться в течение всего дня.
Ищите вдохновение вокруг
Независимо от того, какую привычку вы пытаетесь привить ребёнку, дети смотрят на других людей снизу вверх, считая многих образцами. Используйте это в своих интересах! Ищите вдохновение в поступках и достижениях других (только не скатывайтесь к «Вот Моцарт в твои годы уже написал симфонию…»).
Что делать? Если цель – больше движения, ходите на балет. Возьмите ребёнка на футбольный матч, на местные соревнования по баскетболу, выступления чирлидеров. Это может мотивировать гораздо больше, чем все, что мы, взрослые, можем рассказать. Затем идите пинать мяч или играть в догонялки вместе с ребёнком.
Создайте кулинарный вызов
Хотите побудить придирчивого юного едока попробовать новые овощи? Выберите такой овощ в магазине, который ни один из вас никогда раньше не видел на домашнем столе. Затем попробуйте приготовить еду по рецепту с этим ингредиентом.
Еще вариант для детей постарше: выдать набор полезных продуктов, как на кулинарном шоу. Пусть ребёнок сам решает, как превратить их в одно или несколько блюд.
Если дети прикладывают усилия к готовке еды, они ее точно попробуют хотя бы один раз. Бонус: в доме может появиться новый повар.
Предлагайте выбор и предоставляйте возможность контроля
Вместо того, чтобы указывать детям на работу по дому, дайте им возможность выбора. Спросите, хотят ли они выполнить задание сейчас или через несколько минут. Спросите, предпочтут ли они вынести мусор или разгрузить стиральную машину.
Дети сопротивляются, когда чувствуют, что у них нет контроля. Взрослые тоже сопротивляются. Сначала сопротивление становится способом самоутверждения, а если передавить, приводит к состоянию выученной беспомощности даже у животных.
Если же предоставлять возможность выбора, это помогает научиться мотивации самостоятельно. Кроме того, предоставление выбора сейчас учит, как делать здоровый выбор в будущем.