02.06.2019 1767

Как научить ребенка есть овощи и фрукты: 5 способов

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Пора вводить в прикорм овощи и фрукты, а малыш начинает активно плеваться полезными пюре и мотает головой? Ребенок уже ходит в детский сад, но по-прежнему отказывается от всего, что так настойчиво рекомендуют специалисты по детскому питанию и предпочитает макароны с котлетами? В преддверии сезона отпускных фруктов и свежайших витаминов «прямо с грядки» рассказываем о пяти проверенных способах приучения детей к правильному питанию: советы опытных родителей, прошедших через все этапы отрицания брокколи не по одному разу.

Традиционный метод или игра: что лучше для ребенка?

Традиционный метод или игра: что лучше для ребенка?

Традиционная методика кормления подразумевает, что родитель настаивает, а ребенок подчиняется и открывает рот, а потом проглатывает еду. И эта методика — одна из самых провальных. Мы прекрасно знаем, что обучать чему-то детей лучше всего через игру: так и внимание сосредотачивается лучше, и любопытство повышается, и проще привыкать к новым занятиям. Но вот в питании детей почему-то забываем об игровых методах, как только ребенок выказывает первые признаки сознательности. В целом это понятно: по пять раз в день изобретать новые виды самолета, которые несут в рот полезный кабачок, утомительно. Но давление и принуждение работают хуже.

Если заставлять ребенка есть, он неизменно отреагирует негативно. Или мы увидим это сразу же в резких отказах от определенной пищи, а порой и от еды вообще, или же в будущем это проявится развитием того или иного нарушения пищевого поведения и эмоциональных срывах. Детей можно понять: если взрослого ежедневно принуждать есть еду, выглядящую, как странное месиво, аппетита и любви к такому насилию едой это не вызовет, какой бы вкусной и полезной не была пища.

Игровые моменты в подаче пищи, оформлении блюд, сказки о происхождении овощей и их «дружбе» с котлетами работают. Принуждение — нет.

«Если повторять, однажды овощ окажется на вилке»

Известная на весь мир Кейт Госслин, мама восьми детей, шесть из которых — близняшки, утверждает, что основной принцип приучения малышей к овощам и фруктам заключается в повторении. Если на тарелке часто оказывается кусочек брокколи, то настанет день, когда даже у самого большого противника новой еды овощ попадет на вилку и отправится в рот.

Этот же принцип лежит в основе методики введения прикорма через «пальчиковую еду», finger food. Специалисты и опытные родители советуют без настойчивости, но регулярно предлагать малышу, который уже научился потихоньку жевать, маленькие кусочки овощей и фруктов по возрасту. Ребенок будет следовать врожденному исследовательскому инстинкту, трогать их руками, ртом, привыкать к новым вкусам и в итоге есть фрукты и овощи без насилия. Подобные кусочки можно использовать в качестве десертов, оставлять на общем столе или брать на прогулку или в поездку в виде перекуса. Нагулявшийся ребенок охотно съест морковку, яблоко, грушу, и это будет намного полезнее выпечки или шоколадки.

Многие дети осторожничают при введении в питание новых блюд, и это тоже инстинкт. Длительность процесса привыкания может быть довольно долгой, особенно по оценке взрослых, но стоит набраться терпения.