В норме дети к двум-трем, реже к четырем годам определяются с ведущей рукой. Происходит это не сразу, и многие могут продолжать что-то делать обеими руками по очереди, а что-то только одной. Как правило, в первую очередь ведущая рука «проявляет» себя в еде и играх. Примерно 84,5% людей в мире – правши, и 14,5% – левши. А оставшийся один процент так и не может определиться, какая же рука – ведущая. Эти люди – амбидекстры, в переводе у них обе руки правые, то есть они одинаково хорошо должны владеть обеими сторонами тела. Хорошо это или плохо?
Как стать амбидекстром?
Все люди появляются на свет без «привязки» к одной руке. За владение правой отвечает левое полушарие, и наоборот. И при рождении среди полушарий главных нет.
А вот по мере развития психики и функций высшей нервной системы появляется распределение ответственности – какое полушарие, а значит, рука (и нога) станут ведущими.
В норме к четырем годам уже все становится понятно: какая рука будет все хватать, а какая останется в помощниках. До этого срока путать ведущие руки – норма. А вот если и после четырех лет продолжается равноправие обеих рук – тогда ребёнка называют «истинным амбидекстром».
Почему так происходит?
Версий появления амбидекстрии множество, но есть основные теории, подтвержденные исследованиями.
- Теория незаконченной латерализации, когда мозг не определяется своевременно с доминантой левого или правого полушария, и ребёнок «застревает» на этапе владения двумя руками. А в процессе взросления развивает обе или одну – как приучат. Причины незаконченной латерализации до конца не выявлены – они могут быть как индивидуальной особенностью, так и следствием задержек развития.
- Патологии внутриутробного развития: существует эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна. По этой теории правое полушарие считается более «древним», поэтому поначалу превалирует над левым, а значит, левая рука сначала «главнее». А вот после появления на свет активно развиваются речевые функции, за которые отвечают отделы в левом полушарии. А значит, управление правой половиной тела получает преимущества. А вот если до рождения или в период родов у ребёнка была гипоксия, из-за которой пострадало левое полушарие (оно более чувствительно к количеству кислорода), то перехватить на себя управление ему становится сложнее. Так появляются левши, а порой и амбидекстры.
- Теория о генетике подтверждения исследованиями про специфический ген на второй хромосоме – LRRTM1. Часть мутаций в этом гене провоцируют леворукость и амбидекстрию, что может объяснять наследственность в семьях с левшами. К сожалению, эти же мутации связаны с повышенной вероятностью шизофрении.
Генетическую версию, правда, с несколько иной позиции, подтверждает недавнее исследование в журнале eLife. Как утверждают ученые, выбор ведущей руки вообще не связан с работой мозга или неврологическими особенностями развития. Особая форма генной активности в спинном мозге – вот то, что определяет, какая рука будет главной.
Генная экспрессия в позвоночном столбе, происходящая между 8 и 12 неделями беременности, еще до того, как головной мозг «подключился» к спинному, диктует асимметрию передачи электрических импульсов конечностям. То есть весь выбор происходит на самых ранних этапах развития, и повлиять на него невозможно.
Амбидекстры и речь
Последователи популярной психологии утверждают, что правое полушарие – это наши творческие способности и ориентация в пространстве, а левое управляет речью, логикой, математикой. И людей делят на «правополушарных» креативщиков и «левополушарных» логиков. Если бы все было так просто!
В любой деятельности задействованы оба полушария – исключений нет. Сегодня ученые даже говорят о том, что центры Вернике и Брока, которые почти век считались единственными регуляторами речи, вообще делают не то, что мы думали.
Правое полушарие, например, тоже имеет центры речи. Но у них иные функции – они помогают понимать юмор, переносные значения, сарказм, контекст, интонационные моменты, которыми так богат русский язык.
А левое больше занято управлением грамматическим оформлением речи, синтаксисом, буквальным смыслом слов и выражений, то есть основой речевой функции. Целостное понимание без взаимодействия обоих полушарий невозможно.
Да, основные речевые центры в норме расположены слева. Бывает, что такой центр формируется в правом полушарии – тогда при сохранных способностях к речи, чтению и письму появляются проблемы логики речевых конструкций, грамматики – всего того, что делает левое полушарие. Если слушать или читать сочинения такого ребёнка, порой непросто понять скачки мысли и текст в целом – он не согласован.
Вот в этом основная проблема речи левшей и амбидекстров. Так как основное развитие достается правому полушарию даже у амбидекстров, то левое отстает. Амбидекстры при этом лидируют по расположению речевых центров справа (это известно благодаря исследованиям МРТ).
Важно помнить, что леворукость и амбидекстрия – не гарантии нарушений речи, а только повышенная вероятность.
Так хорошо или плохо быть амбидекстером?
Казалось бы, что уж тут плохого – подтянуть речь, и все бонусы твои. Обе руки – «правые», какой хочешь, такой и пользуйся!
На одном человеке амбидекстрия может сказываться плохо, на другом может никак не отразиться или даже подарить какие-то экстраординарные способности.
Действительно, в плюсах двурукости – работа одновременно двух полушарий, повышенная производительность и скорость мышления, обработка и анализ информации во всех аспектах сразу. Не зря так модно нынче учиться жонглированию двумя руками, а раньше – отдавать ребёнка в музыкальную школу. Все это приводит к развитию координации между полушариями и увеличивает мозговую активность даже у взрослых.
Амбидекстры доказано преуспевают в ряде профессий, там, где нужны две руки сразу (а то и две ноги). Самые яркие успехи – в музыке, соревновательных контактных вида спорта.
К минусам двурукости относят риск речевых нарушений: у таких детей в два раза чаще диагностируют дислексию и заикание, а также синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и неврастении.
Основная версия – это последствия постоянной работы обоих полушарий, что приводит к переутомлению. У выраженных правшей и левшей полушария все же могут отдыхать по очереди.
Нужно ли исправлять двурукость?
Раньше мнение специалистов было однозначным: и левшей, и амбидекстров необходимо переучивать на использование только правой руки, «правильной». В ход шли наказания, привязывания одной конечности, попреки…
Но уже почти 40 лет специалисты уверены, что такие издевательства только вредят. Переучивание нередко приводит к состоянию декстастресса, причины неврозов, неврологических нарушений – заикания, энуреза и т. д. При наличии склонности к эпилепсии переучивание вызывало эпиприступы.
Кроме декстастресса переучивание опасно также развитием амбисинистрии. Если переводить этот термин дословно, получится «две левые руки», то есть человек не владеет нормально ни одной рукой.
На сегодняшний день никого не переучивают – ни правшей, ни левшей, ни амбидекстров. Для всех есть удобные инструменты – ручки, ножницы, даже двери в доме можно сделать с учетом ведущей руки. Но если малыш никак не определится с «главной стороной», его надо учить развивать обе руки, следить за речью и неврологией и корректировать появляющиеся проблемы (если они возникнут).