Начало учебного года — это всегда стресс для ребёнка. Однако не все родители это понимают, создавая, тем самым, проблемы детям и себе. Иногда, ошибки взрослых относительно учебы ребёнка сложно назвать безобидными, потому что они отрицательно сказываются на отношениях с детьми, учебной мотивации, развитии и даже психике.
В данной статье можно подробно узнать о том, что неправильно делают родители, когда их ребёнок посещает начальную школу, как правильно относиться к режиму дня, что помогает хорошо учиться и почему родительская поддержка и внимание — главные факторы на пути детского развития.
Чрезмерная нагрузка ребёнка
С началом учебного года многие взрослые делают типичную ошибку — записывают детей во всевозможные секции и кружки. Осенью ребёнок только адаптируется к школе и учебная среда для него является новой областью, которую ему еще предстоит изучить. В таких условиях детям трудно тратить энергию на что-то еще, кроме школьных уроков, знакомства с образовательной системой, одноклассниками, педагогами.
Специалисты считают, что, в течение первого года обучения ребёнку вполне достаточно школьной нагрузки. В начале второго класса можно постепенно привлекать его к кружкам, спортивным секциям, музыкальным студиям. Родителям полезно присмотреться, к чему стремится ребёнок, посоветоваться с ним, и только после того, как он выразит желание посещать дополнительные кружки или секции, записывать его туда. Однако, и в этом случае, все индивидуально — есть дети, которые не испытывают сложностей во время обучения и дополнительных занятий. Они хорошо учатся в школе и с удовольствием занимаются танцами, футболом или шахматами. Если ученик не страдает от нагрузки и не устает, то не стоит лишать его дополнительных занятий.
Иногда дети соглашаются заниматься всем, что предлагают им родители — они тянутся к рисованию, спорту, танцам, иностранным языкам. Однако, такое рвение чаще говорит о высокой любознательности и активности, нежели о больших ресурсах ребёнка быть успешным во всех сферах, кроме учебной деятельности. Если взрослые следуют за детским желанием и записывают ребёнка его везде, куда он хочет, то, очень скоро они могут стать свидетелями того, что он с такой же легкостью бросит занятия, как приступил к ним.
Режим дня детей-школьников
Маленького школьника надо приучить к режиму. Причем, ответственность за это лежит на родителях — ребёнку трудно самостоятельно усвоить, почему ему надо раньше ложиться спать, раньше вставать и родители должны терпеливо, изо дня в день, это объяснять. Важно с первых учебных дней развивать самостоятельность школьника. Если он не умеет складывать свои вещи, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пребывание в школе может стать для него настоящим испытанием.
Рекомендации специалистов для легкой адаптации ребёнка к новому режиму.
Полезно составить распорядок дня и повесить его над письменным столом.
Делать это лучше вместе с учеником, учитывая его пожелания и замечания. Нужно объяснять, что очень важно вставать, ложиться спать, готовить уроки, питаться в одно и то же время.
День полезно начинать с физических упражнений. Чтобы ребёнку было интересно, можно выполнять их вместе с ним под веселую музыку.
После утренней зарядки обтирание водой комнатной температуры поможет быстро избавиться сонливости, взбодрит, повысит работоспособность и укрепит здоровье.
Завтрак перед выходом в школу. Не все дети утром завтракают, поэтому, проснувшись можно выпить стакан молока, а за 10 — 15 минут перекусить что-то легкое — хлопья, йогурт, кашу, фрукты.
Дорога в школу может выполнять функцию утренней прогулки, во время которой ребёнок окончательно проснется и приобретет хорошее настроение.
Вернувшись из школы, ученик моет руки и переодевается. Обедать, желательно, в одно и то же время. Обязательным является первое блюдо, чтобы исключить расстройства пищеварения.
Прежде чем готовить уроки, следует присмотреться к школьнику и обратить внимание на его состояние и потребности. Что он хочет? Обедать? Спать? Прогуляться? Может быть, отдохнуть от школы, переключившись на любимые игры? Хорошо, если родители позволят ему удовлетворить эту потребность — тогда он будет в хорошем настроении и, в положенный час, с удовольствием сядет готовить уроки.
Уроки лучше делать не позднее 16-17 часов вечера в заранее проветренной комнате. Когда ребёнок занимается, в комнате должна быть тишина. Домашнее задание следует готовить аккуратно, внимательно, не торопясь и не отвлекаясь на посторонние дела. Если школьнику трудно сосредоточиться, то, полезно через каждые 15-20 минут делать десятиминутный перерыв. В это время хорошо выполнить несколько физических упражнений, потянуться, сделать дыхательную гимнастику.
За два часа перед сном надо поужинать. За час до сна стоит прогуляться или порисовать, послушать музыку или почитать — словом, провести время за каким-то спокойным делом.
Дети, родители и домашнее задание
Прежде чем дети осознают, что ответственность за выполнение уроков лежит на них, может пройти немало времени и родителям, возможно, придется не раз объяснять им это. Иногда, мать или отец жалеют ребёнка и делают уроки за него. Это приучает детей отказываться от своих обязательств и ощущение, что он ученик, и у него есть своя «работа», которую он должен делать хорошо, так и не формируется.
Родители должны объяснять непонятный материал, когда ребёнок просит об этом, однако, готовить за него домашнее задание не стоит.
Рекомендации родителям
- Не надо ждать и требовать от ребёнка, чтобы он учился только на «отлично». Гораздо важнее сохранить с ним хорошие и доверительные отношения, нежели воспитать нервного и тревожного отличника.
- Не стоит превращать жизнь ученика только в учебу. Кроме уроков, у него должно оставаться время на общение с друзьями, любимые занятия, ничегонеделание.
- Дети стремятся радовать родителей хорошими отметками, когда у них сформирован интерес к учебе, и они получают поддержку и похвалу от матери и отца.
- Во время конфликтов нельзя ругать ученика при других людях — учительнице, директоре, одноклассниках. Родители должны всегда принимать сторону ребёнка, при необходимости — провести воспитательную беседу дома, наедине.