Взрослым часто кажется, что маленькие дети только и делают в своей жизни, что постоянно во что-то играют. Поэтому они даже не задумываются о том, что нужен какой-то особый подход к организации досуга малышей, предполагая, что они всегда сами найдут, чем себя занять.
Между тем, уже с самого раннего возраста родителям необходимо прилагать определенные усилия для того, чтобы сформировать у ребёнка понимание содержательного досуга, наполненного осмысленными действиями. Это закладывает на будущее не только навыки общения, но и особенности образа жизни.
Досуг — это столь же серьезное занятие для развития ребёнка, как и передача знаний о самых разных сферах человеческой деятельности. В юном возрасте все это сравнимо с равнозначными задачами для взрослых. Организация досуга малыша должна проходить без тех ошибок, которые в будущем чреваты проблемами с творческим развитием и самоорганизацией.
Как взрослые лишают детей инициативы
Есть категория взрослых, которые как родители абсолютно уверены в том, что лучше своего ребёнка знают, что ему нужно, важно, интересно. В результате они решают за него буквально все — с кем дружить, какую одежду носить, чем заниматься в свободное время.
От такого подхода к воспитанию развитие ребёнка идет с явными перекосами. Он с раннего детства растет пассивным, нерешительным, безынициативным. Не учится самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, делать свой собственный выбор и отстаивать его. Он просто не знает, как это делать, поскольку всю жизнь решения принимали за него. Даже когда он повзрослеет, ребёнок будет нуждаться в направляющей и руководящей роли взрослых, поскольку по-другому он просто не умеет.
А начинается такая домашняя диктатура чаще всего с выбора игр или любимых игрушек. В наши дни не возникает никаких проблем при их покупке: в магазинах представлен огромный ассортимент. Если у родителей есть финансовые возможности, они, как правило, без особого разбора скупают там все подряд — от плюшевых зверюшек до высокотехнологичных роботов. При этом они совершают, как минимум, две серьезные ошибки.
- Они часто не интересуются желаниями детей и покупают то, что интересно в первую очередь им самим. Игрушечные автомобильчики, паровозики, роботов, гаражи, железные дороги, самолетики — все это папы выбирают на свой вкус и торжественно вручают сынишке, хотя тот, возможно, увлечен только конструкторами. Мамы могут скупать огромных мягких зверюшек, которых ребёнку даже не поднять, или неинтересных для дочери кукол с обширным сменным гардеробом.
Часто взрослые просто не разбираются в современных игрушечных трендах, поэтому тратят деньги на изначально провальный вариант. И дорогая, но непопулярная игрушка отправляется на полку: ребёнок не проявляет к ней никакого интереса, вызывая расстройство, непонимание и раздражение родителей свой «неблагодарностью».
- В стремлении быть «не хуже других», некоторые взрослые буквально заваливают детей новинками, покупая очередную партию игрушек. В итоге те не успевают порадоваться одному приобретению, как тут же получают новое. У ребёнка просто не остается времени, чтобы познакомиться с игрушкой, оценить ее, привязаться к ней, создать свой личный сценарий игры.
Игрушки, с одной стороны, перестают приносить радость из-за пресыщения ими, а с другой стороны, не выполняют своей воспитательной и обучающей функции, просто превращаясь в хлам, которым завалена детская комната. Помните, что игрушек не должно быть слишком много, даже если вы в состоянии скупить весь специализированный отдел в детском магазине.
Основные ошибки родителей при организации детских игр
Часто современные дети слышат от уставших мамы или папы указание идти «поиграть во что-нибудь». При этом взрослые искренне не понимают, почему ребёнок не может оставить их на время в покое и найти себе какое-нибудь занятие, ведь его комната буквально завалена игрушками.
Дело в том, что развитие ребёнка не происходит само по себе, автоматически, без участия взрослых. Кто-то должен показать ему те или иные действия, привить определенные навыки. Это касается, в том числе, и досуга. Зачастую ребёнок просто не может играть в игры, которым он не обучен.
Для него пример для подражания — прежде всего, взрослые члены семьи. Малыш равняется на них, копирует их действия, перенимает привычки, получает от взрослых необходимые для развития и взросления навыки. Если все это игнорировать, то ожидать от детей проявления самостоятельности, инициативы и творческого подхода не стоит.
Ребёнок не сможет играть в «казаки-разбойники» или в шахматы, если его не научат это делать. Дайте ему основные правила и навыки, а потом он уже сможет на их основе придумать и свои собственные игры.
Еще одна ошибка, которую часто делают родители — это игры с ребёнком в ситуации, когда вам совсем не хочется этого делать. Если вам в принципе не по душе игры со своим малышом — это, конечно, патология, которая уже нуждается в корректировке со стороны профессионального психолога.
Но если это происходит по какой-то объективной причине (усталость, плохое самочувствие, стресс или конфликт на работе), то лучше не заставлять себя это делать через силу. Постарайтесь найти подходящие слова, чтобы объяснить ребёнку свое состояние. Он все равно почувствует ваше нежелание и скрытое раздражение — такая игра не принесет удовольствия ни вам, ни ему. Более того, он будет считать именно себя виновником вашего недовольства.
Как неправильная организация досуга может повлиять на развитие ребёнка
Стремление к реализации принципов модного «раннего развития» на самом деле может привести к серьезным проблемам. Приобретая для детей так называемые развивающие игры и принуждая заниматься только ими, взрослые могут вообще отбить у ребёнка всякое желание учиться и получать какие-то новые навыки.
Все хорошо в меру. Для гармоничного развития ребёнка важно, чтобы ему нравился процесс обучения: все задания должны вызывать интерес и желанием продолжить обучение в игровой форме. А принуждение к интеллектуальным играм и запрет на «обычные» игрушки приведет лишь к отторжению с его стороны.
Еще одна серьезная ошибка — это связать детский досуг исключительно с просмотром телевизора, играми за компьютером, планшетом и прочими гаджетами. Конечно, современные дети привыкают к различным устройствам чуть ли не с пеленок, но это совсем не означает, что те должны полностью заменить собой реальный мир.