Ежегодно каждое последнее воскресенье сентября во всем мире отмечается Международный день глухих, главная цель которого – привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями. Инвалидизирующими нарушениями слухового восприятия сегодня страдает более 360 миллионов жителей планеты, и почти десятую часть этого огромного числа составляют дети младенческого, раннего и школьного возраста.
Каковы причины врожденных и приобретенных нарушений слуха у детей, как осуществляется лечение маленьких пациентов и какую роль в этом процессе играют специальные реабилитационные мероприятия? Ответить на эти и другие вопросы поможет расследование от MedAboutMe.
Нарушения слуха у детей: классификация патологии
Под нарушением слуха принято подразумевать частичную или абсолютную утрату человеком возможности восприятия и распознавания звуков. Речь о глухоте ведется специалистами тогда, когда имеет место полная потеря слуха; во всех остальных случаях патология обозначается термином «тугоухость».
В зависимости от природы происхождения, нарушения слуха классифицируют на три категории:
- наследственные (передающиеся от родителей детям на генетическом уровне);
- врожденные (обусловленные нарушениями внутриутробного развития плода или родовыми травмами);
- приобретенные (возникающие в течение жизни пациента как следствие перенесенных болезней, травм, токсического воздействия медикаментов и т.д.)
Абсолютная глухота у детей встречается достаточно редко; чаще всего у малышей диагностируются слабая или выраженная тугоухость. В первом случае патология характеризуется умеренным снижением качества слуха, во втором – сохранностью у ребёнка способности различать только громкие звуки, источник которых находится непосредственно вблизи от уха. Любая степень тугоухости у ребёнка требует своевременных диагностики и лечения. При отсутствии специальных терапевтических мероприятий, патология может прогрессировать, оказывая крайне негативное влияние на речевые способности ребёнка и на его общее развитие.
Причины тугоухости и глухоты у детей
Наряду с генетическими причинами, нарушения слуха у детей нередко бывают обусловлены следующими факторами:
- инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, корь, герпес, сифилис и др.);
- прием будущей матерью ототоксичных медикаментозных препаратов, в частности – антибиотиков группы аминогликозидов и макролидов, противомалярийных и цитотоксических лекарственных средств;
- врожденные пороки развития у ребёнка, в том числе – аномалии строения уха или черепа;
- родовые травмы новорожденных, детский церебральный паралич;
- поражение слухового нерва, как осложнение перенесенной ребёнком гемолитической болезни новорожденных или ядерной желтухи;
- осложнения детских инфекционных заболеваний (эпидемического паротита, менингита, энцефалита, отита, кори);
- лечение ребёнка ототоксическими препаратами;
- повреждения внутреннего уха, черепно-мозговые травмы.
Наличие каждого из вышеобозначенных факторов существенно повышает риск развития врожденных или приобретенных нарушений слуха у ребёнка.
Как осуществляются лечение и реабилитация детей с нарушением слуха?
Коррекционно-реабилитационные мероприятия при нарушениях слуха начинаются сразу же после постановки ребёнку диагноза. В зависимости от специфики и степени тяжести патологии, лечение может осуществляться различными способами. К таковым относятся:
- консервативная терапия;
- слухопротезирование слуховыми аппаратами;
- верботональный метод (стимуляция слухового восприятия при помощи специальной акустической аппаратуры);
- хирургическое лечение (в т. ч. – кохлеарная имплантация).
Кроме медицинских и технических методов, важнейшей составляющей реабилитационных мероприятий при нарушениях слуха у детей являются:
- Психолого-педагогическая реабилитация, направленная на развитие у ребёнка слуха, мышления и речевых навыков.
- Социально-психологическая реабилитация, ориентированная на полноценную адаптацию ребёнка в социуме.
- Физическая реабилитация, способствующая развитию у ребёнка двигательно-координационных способностей и общему укреплению детского организма.
В лечении тяжелых нарушений слуха у детей обычно принимают участие несколько врачей – оториноларинголог, аудиолог, невропатолог, сурдолог. Реабилитационные мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов – дефектолога, логопеда, сурдопедагога, социального педагога, детского психолога.
Многочисленные исследования в области детской сурдологии и аудиологии подтверждают, что современные методы реабилитации позволяют добиться максимально высоких результатов лечения и существенно улучшить качество жизни больного ребёнка.
Как распознать нарушения слуха у малыша: памятка родителям
Сигналом о необходимости обследования ребёнка на предмет наличия нарушений слуха для родителей должны выступить следующие признаки:
- новорожденный малыш не реагирует на внезапные/резкие звуки и не замирает, услышав чужой голос;
- к моменту достижения четырехмесячного возраста ребёнок не гулит и не поворачивает голову в сторону источника звука;
- в возрасте десяти месяцев малыш все еще не произносит слогов;
- ребёнок часто переспрашивает, при просмотре телепередач старается подойти поближе к телевизору, чтобы лучше расслышать;
- речь малыша звучит громко или монотонно; присутствует искажение отдельных слов или имеет место неправильная постановка ударений;
- ребёнок систематически жалуется на заложенность ушей или проблемы со слухом.
Обследование у специалиста позволит определить причину тревожной симптоматики и своевременно начать необходимое лечение. В случае выявления врожденной тугоухости или при невозможности устранения патологии консервативными методами, врачами будет рассмотрен вопрос об операции или аппаратном слухопротезировании.
Марина Гунина, врач-оториноларинголог
По данным Всемирной организации здравоохранения за 2015 год, около 32 миллионов детей в мире страдают от инвалидизирующих нарушений слуха (снижение порогов слуха более 30 дБ). Такие показатели свидетельствуют об актуальности проблемы лечения, реабилитации, развития и обучения детей с выраженным нарушением слуха, их дальнейшей адаптации к жизни в обществе.
У детей снижение слуха чаще всего бывает связано с развитием нейросенсорной тугоухости, т. е. с поражением звуковоспринимающего аппарата; в частности, слухового нерва. Однако и кондуктивная тугоухость тоже может привести к выраженной потере слуха у ребёнка, особенно при нарушении анатомического строения слухового аппарата.
Развитие тугоухости может зависеть как от наследственных факторов (наследование генов, «кодирующих» тугоухость по доминантному и рецессивному типам), так и быть вызвано воздействиями извне. Так, распространенными причинами развития патологии являются:
- осложнения заболеваний матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, сахарный диабет и т. п.);
- прием женщиной токсичных веществ или медикаментозных препаратов в период вынашивания;
- осложнения во время родов (асфиксия, родовая травма, внутриутробное инфицирование);
- осложнения в неонатальном периоде (гемолитическая желтуха новорожденных);
- детские инфекции (краснуха, корь, герпетические инфекции, ОРВИ, эпидемический паротит);
- применение ототоксичных препаратов, неблагоприятно влияющих на слуховой нерв;
- наличие или неадекватное лечение заболеваний среднего уха, таких как экссудативные и гнойные средние отиты.
Для выявления рисков развития тугоухости у будущего ребёнка родителям на этапе планирования беременности необходимо пройти генетическое консультирование. В дальнейшем беременной рекомендуется прохождение скринингового исследования плода на различных сроках вынашивания. Повышенное внимание должно уделяться своевременному лечению и профилактике инфекционных заболеваний у будущей матери.
После рождения ребёнка не будет лишним прохождение скринингового исследования детского слуха методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии.
В процессе роста и развития малыша родителям необходимо обращать внимание на реакции ребёнка на внешние звуковые раздражители, проводить своевременное лечение заболеваний ЛОР-органов. При наличии признаков снижения слуха у ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться к специалистам и не отказываться от проведения сурдологического обследования (инструментального исследования слуха).
Лечение тугоухости и глухоты проводится такими специалистами, как оториноларингологи, сурдологи и отохирурги, а в реабилитации участвуют логопеды, сурдопедагоги и дефектологи. Для лечения врожденной тугоухости используют методы слухопротезирования (слуховые аппараты), хирургическое восстановление структур уха (при нарушении их развития), а также кохлеарную имплантацию.
Выраженное снижение слуха и глухота затрудняют возможности общения с другими людьми, а у детей также ведут к нарушению речи, что при несвоевременных выявлении и коррекции может значительно затруднять социальное развитие человека в дальнейшей жизни.