Напавшая на человечество коронавирусная инфекция SARS-CoV-2 изменила мир в буквальном смысле, и он больше никогда не будет прежним.
Помимо проблем экономического, медицинского, социологического характера, пандемия принесла с собой опасности и другого рода. Во всем мире специалисты отмечают рост психических расстройств. Среди них значительную часть составляют и расстройства пищевого поведения: компульсивное переедание, булимия, анорексия, орторексия и т. д.
MedAboutMe предлагает обсудить эту проблему, выслушать мнение специалистов, и предложить несколько советов тем, для кого эта тема актуальна.
Немного статистики
Тем, у кого отношения с едой и восприятием собственного тела складываются нормально и спокойно, часто сложно представить, как много людей в мире не могут похвастаться тем же. По мнению специалистов, с теми или иными расстройствами пищевого поведения (РПП) сталкиваются почти 10% населения планеты. То есть каждый десятый.
При этом РПП из всех психических расстройств являются едва ли не самыми опасными: от них ежегодно гибнет 10200 человек. Это значит, что один человек умирает из-за РПП каждый час. Больше смертей приносит только передозировка опиоидами.
Каждый четвертый из страдающих РПП предпринимает попытку суицида.
Затраты на лечение этой группы расстройств составляют почти 65 миллиардов в год. Это больше годового бюджета таких стран, как Венгрия, Ирак, Кувейт, Сингапур, чуть меньше годового бюджета Гонконга, почти вдвое больше бюджета Казахстана и Украины, втрое больше бюджета Болгарии и Узбекистана, а Грузия и Молдавия на эти деньги могли бы жить припеваючи лет пятнадцать, даже с учетом коррупционной «усушки-утруски».
В наибольшей степени уязвимы подростки и молодежь, и начинается все с детского возраста. Опросы школьников показали:
- 40% учениц начальной школы недовольны своим телом и хотят похудеть.
- К 10 годам страх стать толстыми высказывают более 80% школьников.
- 46% детей этого возраста часто ограничивают себя в еде, чтобы не растолстеть.
- В подростковом возрасте от 35 до 55% девочек практикуют жесткие диеты и голодание, принимают на регулярной основе БАДы для похудения и слабительные, вызывают у себя рвоту.
- В студенческом возрасте и среди молодых женщин постоянно ограничивают себя в еде 91% женщин.
- Дисморфические расстройства тела диагностированы у 3% населения. Из этого количества около 35% больных — военнослужащие, если точнее — 13% мужчин и почти 22% женщин.
Почти все эти цифры взяты из зарубежных источников, так как в России официальной статистики расстройств пищевого поведения не существует.
Но, хоть статистики и нет, а расстройства есть.
И пандемия вызвала ухудшение ситуации.
По данным Американской академии педиатрии, Американской академии детской и подростковой психиатрии и Ассоциации детских больниц, за неполный 2020 год количество обращений по поводу неотложных состояний психики детей от 5 до 17 лет выросло на 25-30%. За первую половину 2021 года отмечено на 50% больше попыток суицида девочек 12-17 лет, существенная часть связана с РПП.
Расстройство пищевого поведения: что это?
В эту группу входят компульсивное переедание, нервная анорексия, булимия, но ими список не ограничивается.
При анорексии человек добровольно отказывается либо от некоторых продуктов, либо от пищи вообще из-за навязчивого стремления похудеть. При этом у больного может быть недостаточная масса тела, но нарушенное восприятие собственного тела заставляет ощущать себя толстым. В запущенных случаях развиваются тяжелые нарушения, как в психоэмоциональной сфере, так и на физиологическом уровне, и не всегда лечение оказывается успешным.
Булимия выражается в переедании с последующим избавлением от съеденного. Не поддающийся контролю голод может вызывать физическую боль, но за набиванием живота приходит страх ожирения, и больной старается избавиться от пищи, принимая слабительное или вызывая у себя рвоту.
При компульсивном переедании происходит неумеренное потребление пищи, вызванное стрессом, низкой самооценкой, недостатком любви и внимания и т. д. Пищей «заедаются» проблемы и тревоги, причем для едока важнее количество еды, а не ее вкус или качество.
Многие, страдающие РПП, не осознают проблему, и поэтому не обращаются за помощью.
Исследователи проблемы отмечают негативную роль социальных сетей в развитии РПП. Сравнение своего тела с теми фото, которые блогеры, «фитоняши» и знаменитости выкладывают на всеобщее обозрение, часто оказывается огорчительным. А господствующие в обществе тренды на подтянутое, стройное тело заставляют миллионы людей стремиться к недостижимому идеалу. Недостижимому — потому что на самом деле существенная часть красивой картинки создана с помощью специальных фильтров и обработки изображения.
Что принесла пандемия?
Современный мир и так полон тревог и стресса. С пандемией все это усугубилось. Помимо общей тревожности, страха за здоровье близких и свое собственное, возрос уровень беспокойства, связанный с экономическими проблемами, которых не избежало ни одно государство.
Последовавшие ограничения и локдаун, из-за которого людям пришлось сидеть взаперти, вызвали заметный рост количества расстройств психики. Уже имевшиеся ранее проблемы обострились, появились новые случаи.
По мнению специалистов, изучавших в разных странах влияние пандемии на расстройства пищевого поведения, свою негативную роль сыграли многие факторы. В их числе — снижение физической активности из-за невозможности вести обычный образ жизни, вынужденное нахождение «в окружении еды», как охарактеризовали это некоторые респонденты, скука, напряжение из-за необходимости проводить много времени с родственниками, с которыми в обычное время происходит меньше контактов. Большую роль, чаще всего негативную, сыграло и увеличение времени, проводимого в интернете.
Для подростков особенно тяжело было переносить ограничение социальных взаимодействий с друзьями и сверстниками.
Сыграла свою роль и невозможность продолжать ранее начатую работу с психотерапевтом, так как сеансы онлайн не всегда показывали достаточную эффективность.
Кэрол Мэтьюз, психиатр
Наша группа проводила анализ времени использования интернета, поисковых запросов в сети, и сообщений в социальных сетях и на форумах, связанных с расстройствами пищевого поведения. Результат сопоставлялся с данными Министерства здравоохренения по росту заболеваний.
За первые 6 месяцев 2020 года количество запросов по этим вопросам увеличилась на 60%, причем в большей степени это касалось подросткового сегмента и людей с ранее установленными РПП.
Пользователи соцсетей отмечали ухудшение симптомов РПП, причем по времени это соответствовало началу пандемии COVID-19. Им стало труднее контролировать навязчивые мысли, связанные с едой и весом, а одиночество, тревога и скука провоцировали к беспорядочному пищевому поведению. Те, кто страдал анорексией, сообщали о полной потере желания есть.
Вот что писали некоторые из респондентов:
- «Из-за карантина у меня появилось слишком много времени для раздумий о своем весе, о том негативе, который вызывает у меня мое тело».
- «Пока я проводила дома мало времени, у меня было больше возможностей не смотреть на себя в зеркало. А сейчас я вижу свое отражение очень часто, и это меня убивает. Я еще больше ненавижу свое тело»
- «В карантине у меня появилось время уделять больше времени упражнениям и регулярным взвешиваниям, я стал вести записи. И знаете что самое ужасное? Как бы я ни старался, никаких улучшений не происходит!»
- «Я был вынужден проводить карантин вдвоем с бабушкой. Она от скуки постоянно готовит, и каждые несколько часов приносит мне огромные тарелки с едой. Меня это настолько раздражает, что я с ума схожу, но ничего не могу с собой поделать, и постоянно ем».
- «В начале ограничений мы все запаслись огромным количеством еды, полки магазинов опустели, и это вызывало у меня постоянное беспокойство. С одной стороны, мой дом был набит едой, с другой — постоянно присутствовал страх, что запасов не хватит. И из-за этого хотелось наесться впрок, после чего приходило чувство вины».
- «Мои близкие не воспринимают мои сложные отношения с едой как нечто серьезное, и подвергают меня насмешкам, называя мою проблему «комнатной лихорадкой». Это бесит, а от стресса мне всегда хочется есть. А потом я думаю, сколько калорий я съела, и иду вызывать рвоту, и так без конца».
- «Я готовился к лечению в стационаре, но когда узнал о том, что из-за ковида все отменяется, почувствовал себя обманутым, побежденным и полностью разбитым».
Только 10% респондентов продолжили лечение в условиях ограничений и использовали для этого все возможности: онлайн-консультации с психотерапевтом, участие в группах поддержки, общение на специализированных форумах. Однако многие их них отмечали недостаточность имеющихся возможностей и низкий уровень поддержки людей с РПП.
Определенную роль играло и то, что ковид поражает нервную систему на уровне рецепторов и отдельных участков головного мозга, в результате чего больной перестает ощущать запах и вкус. В комплексе с отсутствием аппетита из-за общей интоксикации пища вообще теряла свою привлекательность даже для тех, кто не склонен к анорексии и отказу от еды. Причем аппетит долгое время может не восстанавливаться даже после выздоровления.
Несбалансированное, недостаточное питание быстро приводит к ухудшению качества кожи, волос, ногтей, к проблемам со сном и настроением. При склонности к РПП все это может стать спусковым крючком для обострения или развития расстройства.
Где искать выход?
Пандемия выявила множество проблем, помимо того, что создала новые. В частности, практически нигде не оказалось действенной и эффективной программы помощи тем, кто страдает РПП.
Группа канадских специалистов взялась за разработку принципов программы удаленной помощи детям, подросткам и взрослым с РПП, а также лицам, живущим с ними и опекающих их. В программу вошли рекомендации по разработке методик семейной телемедицинской терапии, онлайн-помощи родителям и опекунам детей с РПП, включая и приложения для смартфонов.
В России также этот вопрос не остался без внимания: несколько групп ученых занялись разработкой методических обоснований для создания программы помощи людям, страдающим РПП.
Вот что советуют специалисты тем, кто страдает расстройствами пищевого поведения:
- Старайтесь придерживаться графика питания и занятий спортом. Распорядок помогает снизить уровень беспокойства от непредсказуемости жизни и вернуть себе чувство контроля за своей жизнью.
- Как можно больше гуляйте, если есть такая возможность. Свежий воздух, свет, цвет, движение, звуки окружающей жизни поднимают настроение и помогают отвлечься от мыслей о еде и весе.
- Займитесь творчеством, хобби. Не важно, что это — игра на гитаре, вышивание, рисование, раскраска моделей или разработка собственной линии одежды. Главное, чтобы это занятие приносило радость и позволяло забыть о ваших непростых отношениях с едой.
- Общайтесь с другими людьми. С семьей, с друзьями, с единомышленниками. Если невозможно прямое общение — есть интернет, месседжеры, видеоконференции и т. д. Изоляция способна усугубить проблему, тогда как приятное для вас общение может здорово поддержать.
- Поменьше интересуйтесь новостями. Особенно связанными с темами, которые волнуют вас в наибольшей степени.
- Избегайте соцсетей. Это может показаться странным, но даже публикуемые там советы о том, как «не сорваться», могут оказать прямо противоположное воздействие, то есть спровоцировать срыв. Потому что они побуждают больше тревожиться о питании, состоянии тела, весе и других факторах. А ваша задача — удалить из зоны внимания все, что может вызывать срывы.
Прочитать больше о расстройствах пищевого поведения вы можете в статьях «Анорексия: путь в никуда» и «Булимия у подростков: как помочь ребёнку?».