Маски, социальная дистанция, санитайзеры на каждом углу, рециркуляторы в каждом помещении — неудивительно, что вирус гриппа исчез. А вот с коронавирусом все эти беспрецедентные меры профилактики почему-то настолько эффективно не сработали. MedAboutMe выяснял, чем вирус гриппа отличается от SARS-CoV-2 и можно ли утверждать, что с эпидемиями гриппа покончено?
Главный вопрос пандемии
Весной 2020 года стало окончательно ясно, что нынешняя пандемия не закончится в одночасье. Прогнозы на ближайшие месяцы перестали излучать оптимизм, и все чаще эпидемиологи, инфекционисты, чиновники и журналисты вспоминали о том, что кроме коронавирусной есть и другие инфекции. Например, грипп.
Летом 2020 года дышать во всех смыслах стало полегче. Хотя существование SARS-CoV-2, по данным ученых, и не зависит особо от температурного режима на улице, вирус повел себя как положено большинству ОРВИ: летом заболеваемость COVID-19 существенно снизилась. Однако осенью ученые опасливо прогнозировали не только вторую волну коронавирусной инфекции, но и традиционную эпидемию сезонного гриппа. Поэтому врачи наперебой рекомендовали сделать прививку, чтобы снизить хоть какие-то риски.
В сентябре 2020 года в журнале The Lancet была опубликована статья, в которой главный редактор издания Ричард Хортон назвал нынешнее положение дел синдемией (от слов синергия и пандемия). Так называется одновременное распространение двух или нескольких инфекционных болезней. То есть, это тот случай, когда совместная атака на один организм дает больший эффект, чем суммарный вред двух отдельных заболеваний. Болезнь при этом одна или обе вместе взятые прогрессируют активнее, угроза для пациента возрастает многократно. Хортон считает, что сейчас весь мир находится в состоянии синдемии – одновременного действия COVID-19 и целого ряда «заболеваний века»: ожирения, диабета, сердечно-сосудистых патологий. И все это происходит в идеальных для синдемии условиях неидеального мира: самыми уязвимыми являются бедные слои населения, жители регионов со слабым медицинским обеспечением, и т. д.
Вторая волна разразилась, а гриппа как не было – так и нет. Минздрав РФ с некоторым недоумением отрапортовал о снижении заболеваемости гриппом в разных регионах России на 94-98%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других странах мира.
Чистота — залог здоровья?
Научное сообщество выдвинуло целый ряд версий, объяснявших нюансы существования двух вирусов на одном поле.
Естественно, самым логичным объяснением было то, что исчезновению гриппа способствовали три «кита» профилактики COVID-19:
- поголовный масочный режим в общественных местах;
- социальная дистанция;
- повсеместная дезинфекция рук, поверхностей и воздуха.
У вируса гриппа не осталось шансов, и он практически исчез. Однако неотвеченным остался самый интересный вопрос: если нам каким-то образом удалось так эффективно изгнать вирус гриппа, почему пандемия коронавирусной инфекции все еще продолжается? Чем эти две ОРВИ так уж отличаются друг от друга?
Репродуктивное число и индекс кластерности
Сравним репродуктивное число (R0) вируса гриппа и пандемического коронавируса SARS-CoV-2. Этот показатель – R0 – говорит нам, сколько человек заразит один распространитель инфекции.
Для сезонного гриппа этот показатель колеблется в пределах 1,2-1,4. В среднем, потому что штамм штамму рознь.
Для SARS-CoV-2 разброс показателей намного, намного шире. На ранних этапах ученые оценивали его как 2-4, в среднем – 3. То есть, в обычных условиях без жесткого соблюдения трех перечисленных выше принципов новый коронавирус примерно в 2 раза заразнее среднестатистического гриппа.
Но R0 меняется в зависимости от множества параметров. Например, в густонаселенных районах R0 может быть существенно выше. По данным исследования, которое было опубликовано в сентябре 2020 года в журнале Journal of Travel Medicine, скорость распространения инфекции для районов с высокой плотностью населения и для областей с малым количеством жителей может отличаться в 8 раз.
По данным официальных СМИ, в России на конец января 2021 года R0 был ниже 1. В столице он достиг 0,83, и даже в регионах с максимальным количеством заболевших COVID-19 людей он не превышал 1. В Санкт-Петербурге этот показатель достиг 0,66. Если верить этим расчетам, то в России эпидемия COVID-19 идет на спад и скоро затухнет сама по себе.
А тут еще всплыла проблема суперспредеров – людей, которые заражают окружающих вокруг себя десятками. Суперспредеры – это такие очень активные люди, которые, будучи распространителями инфекции, успевают за короткий срок посетить множество общественных мест и пообщаться с максимально возможным количеством окружающих.
Проблема суперспредеров не нова. Инфекционисты знают, что для многих инфекций соблюдается правило: за 80% случаев заражения отвечают всего 20% людей. Для COVID-19 это соотношение похоже: по данным китайского исследования, 80% инфицированных получили коронавирус от 8-9% зараженных людей. Аналогичные данные предоставили и британские ученые: все те же 80% случаев заражения стали результатом контактов с 10% носителей коронавирусной инфекции.
Но как даже суперспредер может заразить много людей сразу? Только попав в кластер – скопление людей в подходящей для распространения обстановке. Это могут быть крупные мероприятия в закрытом помещении с большим количеством людей: например, концерт, хор, групповые моления, и т. п.
Поэтому в дополнение к R0 ученые стали использовать коэффициент дисперсии (или коэффициент кластерности, k). Чем он меньше, тем эффективнее инфекция распространяется меньшим количеством людей. Для знаменитой «испанки» этот показатель равен 1. Для родственных пандемическому коронавирусов SARS-CoV-1 и MERS-CoV – 0,16 и 0,25, соответственно. Нынешний коронавирус лидирует в этом перечне: 0,1. То есть, для его эффективного распространения в толпе нужно меньше всего носителей инфекции. При этом некоторые зараженные люди вообще не распространяют инфекцию, зато суперспредеры успевают это сделать «за себя и за того парня».
Вирус гриппа и коронавирус: отличия
Ученые обнаружили ряд важных отличий вируса гриппа от коронавируса, которые позволяют объяснить особенности распространения обеих инфекций.
- Продолжительность существования инфекции в организме
Коронавирус SARS-CoV-2 в некоторых случаях может находиться в верхних дыхательных путях неделями. Вирус гриппа же редко когда задерживается хотя бы на 6-7 дней.
- Капли или аэрозоль?
При этом вирус гриппа чаще распространяется с каплями мокроты, а коронавирус – в виде аэрозолей. Капли тяжелее и крупнее, они быстро оседают на поверхностях – и упомянутые нами меры профилактики эффективно снижают риски. Аэрозоль же дольше висит в воздухе, может распространяться с воздушными потоками на определенные расстояния и позволяет объяснить, каким образом один суперспредер может заразить несколько десятков человек, находясь с ними в одном помещении.
- Инфицирующая доза
Под этим термином подразумевается количество вирусных частиц, которые должны попасть единовременно в организм человека, чтобы вызвать заболевание. Ну, например, для того, чтобы человек заболел чумой, достаточно одной бактерии. А вот чтобы человек заболел гриппом – нужен примерно 1 миллион вирусных частиц в дыхательных путях. Коронавирус SARS-CoV-2 и тут обгоняет вирус гриппа. Сколько точно вирионов коронавируса надо для развития COVID-19 – пока неизвестно, но уже ясно, что речь идет о тысяче, может быть о десятке тысяч вирусных единиц.
- Новый или старый вирус?
И, наконец, последний пункт в этом списке — степень нашего знакомства с вирусом. С вирусом гриппа человечество контактирует давно. Да, вирус меняется, появляются новые штаммы, но не так уж они кардинально отличаются от тех, что уже известны нашей иммунной системе. Для некоторых штаммов у многих из нас есть защита, полученная в виде перекрестной иммунизации: когда-то в жизни нам довелось переболеть таким штаммом вируса гриппа, что это дало нам частичную защиту от схожих с ним разновидностей. А вот пандемический коронавирус по некоторым ключевым характеристикам довольно сильно отличается от известных нам сезонных коронавирусов, а также от SARS-CoV-2 и MERS-CoV. Хотя есть мнение, что знакомство с сезонными его собратьями дает хотя бы какую-то защиту, и это частично объясняет, почему одни люди болеют COVID-19 тяжело, а другие — даже не замечают инфекцию.
Неутешительные прогнозы
То, что в уходящем сезоне не было эпидемии гриппа, это конечно хорошо. Но вирус гриппа тоже не стоит на месте. Он продолжает меняться. Раньше мы приноравливались к этим изменениям постепенно. Теперь же есть риск того, что мы пропустили этот этап, так как значительная часть населения не переболела гриппом в этом сезоне. И в следующем (или в последующем) году мы можем столкнуться со свежим штаммом, далеко зашедшим в своих трансформациях.
Еще 1,5 года назад мы имели отлаженную систему контроля за вирусом гриппа и массовой профилактики в виде своевременно разрабатываемых вакцин, ориентированных на текущую ситуацию. В условиях пандемии этот механизм застопорился. Так что в свете теории о синдемии не стоит сбрасывать грипп со счетов. А лучшей защитой по-прежнему остается вакцинация. Теперь — и от гриппа, и от COVID-19.