Помощь детям с отклонениями в развитии заключается в организации для них специальных условий жизни и обучения. Специальные коррекционные мероприятия, подбираемые с учетом типа и степени отклонений, помогают таким детям в обучении и социализации, одновременно помогая преодолеть имеющиеся нарушения.
Что можно использовать?
Помощь в развитии ребёнка могут оказывать не только специалисты, но и сами родители. Основываясь на том, в какой именно сфере у ребёнка присутствуют сложности, можно выбрать подходящие методы, которые помогут малышу реализовать свои возможности.
К сожалению, сегодня существует большое количество различных форм отклонений, как физических (сюда входят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и все, что нарушает возможность нормально двигаться), так и психических (всевозможные формы умственной отсталости, нарушения эмоционально-волевой сферы, ЗПР, некоторые речевые нарушения).
В работе с такими детьми используются следующие направления коррекции:
- Дефектология.
Специалисты-дефектологи обладают необходимыми знаниями о том, как осуществить максимально продуктивное обучение детей с отклонениями в развитии, а также помочь им адаптироваться ко всем сферам жизни. К дефектологам относятся логопеды, устраняющие проблемы речевого развития; сурдопедагоги, работающие с детьми с разными нарушениями слуха; тифлопедагоги, владеющие специальными методиками для обучения слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагоги, обучающие детей с интеллектуальными и психическими нарушениями.
- Нейропсихология.
Поскольку психические процессы ребёнка связаны с определенными зонами мозга, задача нейропсихолога заключается в подборе специальных упражнений для развития конкретных зон мозга.
- Кинезитерапия – лечение движениями.
Сюда входит и лечебная физкультура, и танцевальная терапия. Влияние движения на развитие мозга человека доказано, и дети с отклонениями в развитии не являются исключением. На занятиях они учатся владеть своим телом, реализуют потребность в движении.
- Арт-терапия, куда входят и изобразительное искусство, и лепка, и другие творческие занятия.
Здесь ребёнок получает мощный стимул творческого развития, за счет чего коррекция имеющихся нарушений идет эффективнее.
- Пет-терапия.
Иногда именно животные помогают наладить контакт с теми детьми, которые из-за особенностей своего развития отказываются от общения с другими людьми.
Для того чтобы определить необходимость и тип коррекционной программы, рекомендуется еще в дошкольном возрасте обратиться к психологу или психотерапевту. Определить возможности ребёнка и предоставить рекомендации для его обучения поможет и психолого-медико-педагогическая комиссия, на которой проводится комплексное обследование ребёнка и выносится определенное заключение.
Как подготовиться родителям?
Помощь детям с отклонениями в развитии заключается не только в проведении коррекционных занятий с самими детьми, но и в проведении работы с родителями. Успех развития малыша во многом зависит от обстановки в семье. При этом многим родителям сложно справиться с осознанием недуга и необходимости постоянной работы над созданием специальных условий. Поэтому не лишним будет, если родители пообщаются с психологом. Он поможет разобраться в собственных эмоциях, подскажет, как лучше вести себя с ребёнком.
Занятия с родителями могут проходить в индивидуальной и групповой форме. Специалист познакомит с особенностями дошкольного развития ребёнка с отклонениями в развитии, а также предлагает методы занятий, которые они могут использовать в домашних условиях. В ходе таких занятий родители не только помогают своему ребёнку развивать его сохранные возможности и компенсировать существующие нарушения, но и устраняют собственный дискомфорт, связанный с травмирующей ситуацией.