Поиск работы — задача не из простых. Иногда человек не может понять, чем его кандидатура не устраивает работодателя даже при полном соответствии вакансии. Когда он, наконец, находит работу, перед ним встает другая непростая задача — общение с новым коллективом. Удачно вписаться в любую команду может далеко не каждый. Многие, наверняка, слышали выражение «террариум единомышленников» по отношению к отделу. Новый коллектив внимательно наблюдает за сотрудником, и если он окажется «не их» человеком, то ему придется искать новое место работы.
Особенности общения на работе
Часто руководители фирм или сотрудники отделов кадров отбирают новых сотрудников по субъективным критериям. Среди множества кандидатур они отдают предпочтение тому, кто лучше впишется в коллектив и сможет наладить общение с начальником и коллегами. Для многих людей налаживание отношений с коллегами является не меньшим стрессом, что поиск работы с прохождением многочисленных интервью и отказами.
Одним из существенных факторов стресса на новой работе являются отношения с коллективом. Многие люди жалуются на недоброжелательную атмосферу, интриги, «фаворитизм». Подобные формы общения являются следствием высококонкурентной атмосферы на рынке труда. Даже совместный бизнес или работа с лучшим другом имеют свои особенности и «подводные камни».
Человек может поддерживать нейтральные или доброжелательные отношения с коллегами. Но все люди разные, и в некоторых случаях они могут неприязненно относиться друг к другу по субъективным критериям. В некоторых организациях нередки случаи «моббинга» — травли одного из сотрудников. И чаще всего жертвами нездорового общения оказываются новые работники.
В личном общении раздражающим фактором могут стать привычки коллег или неуместные вопросы, касающиеся личной жизни сотрудника. Если человек четко отделяет работу от неформального общения, то он не видит смысла в пустых разговорах и офисных сплетнях. Стремление держаться «особняком» может вызывать подозрение у коллег и создать дополнительные проблемы для сотрудника. Лучшей формой взаимодействия считается дружелюбное отношение ко всем сотрудникам и руководителям при соблюдении необходимой дистанции.
Почему новый коллектив — один из факторов стресса?
Для современного человека работа является одной из самых значимых жизненных сфер. На работе он проводит большую часть времени. Поэтому важно устанавливать доброжелательные, или хотя бы нейтральные отношения с коллегами и руководством. Часто случается, что работа приносит в жизнь человека дополнительный стресс. Основные факторы стресса на новом рабочем месте — отношения с руководством, низкая заработная плата, переработки, отсутствие карьерных перспектив.
Чаще всего стресс на новом рабочем месте развивается из-за невозможности вписаться в коллектив. Часто это происходит вовсе не по вине нового сотрудника. Довольно много людей подвергается травле — так называемому «моббингу» или «боссингу». Характерные признаки моббинга — регулярная критика, утаивание важной информации, отказ приглашать на корпоративные мероприятия.
Среди основных причин нездоровых отношений в коллективе — зависть к новому сотруднику, конфликты между коллегами, нездоровая атмосфера в компании, приводящая к «текучке кадров». Нередко инициатором моббинга становится начальник, привыкший манипулировать людьми и провоцировать их на конфликты. Поэтому от травли на рабочем месте не застрахованы даже истинные профессионалы своего дела.
На начальной стадии работы в компании сотруднику важно быть внимательным к обстановке в офисе — следить за стилем одежды или привычками коллег. В свою очередь, они также будут наблюдать за новым сотрудником в течение испытательного срока или дольше. Для успешной работы на новом месте необходимо, прежде всего, быть квалифицированным профессионалом и знать особенности своего дела. Но этого не всегда достаточно. Чтобы вписаться в новый коллектив, работнику необходимо соответствовать и другим критериям, например, быть пунктуальным и наблюдательным.
Как справиться со стрессом и наладить отношения с коллегами?
В первые недели работы в новой компании работнику, прежде всего, необходимо быть пунктуальным, и даже приходить на работу раньше остальных. Важно обращать внимания и на стиль одежды, принятый в компании — как известно, «встречают по одежке» и только потом «провожают по уму». В первое время также необходимо запомнить имена коллег. Каждому человеку приятнее, когда к нему обращаются по имени.
Новому сотруднику не следует привлекать к себе внимание и хвастаться своими достижениями. Если раньше на его месте работал кто-то другой, то первое время лучше сохранить на рабочем столе вещи и обстановку, оставшуюся от прежнего сотрудника. Также нежелательно слишком явно проявлять инициативу, поскольку это может дать повод сплетням и неприязни со стороны коллектива.
Важно соблюдать некоторые простые рекомендации, которые помогут лучше вписаться в новый коллектив. Например, не следует разговаривать по телефону о личных делах дольше 5 минут, критиковать начальника или коллег или устраивать в офисе встречи с друзьями. Прежде чем высказывать свое мнение о работе компании или личности начальника, следует убедиться в системе отношений. Может оказаться, что сотрудник, которому человек доверился по неопытности и неосторожности, докладывает руководству обо всем, что происходит в офисе, и тогда новый работник получит дополнительные проблемы в своей жизни.
Лучший способ наладить отношения с коллегами — это быть доброжелательным или нейтральным ко всем. Неосторожная критика в адрес тех, кто работает в компании давно или приближен к руководству, может стать причиной серьезных проблем. В большинстве случаев у новых сотрудников меньше преимуществ, даже если они высококлассные специалисты.
Первые недели или месяцы в новом коллективе — самые трудные для нового работника. Именно в этот период появляются дополнительные факторы стресса — необходимо не только налаживать отношения с коллегами и начальником, но и следить за своим здоровьем, стараться не болеть. Работать также придется больше остальных — приходить раньше, а уходить позже. Испытательный срок — довольно сложный период, но он позволяет работнику разобраться в атмосфере компании и принципах ее работы. Позитивные отношения с коллегами — это важная составляющая продуктивности сотрудника и успеха бизнеса в целом.