- Расширение Национальных календарей прививок
- Разработка новых вакцин
- Активизация антипрививочных настроений
- Страх перед вакцинами – шаг назад
Последняя неделя апреля 2016 года, с 24 по 30 число, традиционно объявлена Всемирной неделей иммунизации. Организатором акции является Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Основная цель — защита людей от болезней с помощью вакцин, независимо от их возраста и страны, где человек находится.
Что нового происходит в области вакцинации граждан? И что мешает нам двигаться вперед?
Расширение Национальных календарей прививок
В каждой стране, которая имеет членство в ВОЗ, есть свой Национальный календарь прививок. Почему бы не завести единый Календарь прививок для всех? Потому что все страны имеют свои особенности национальной заболеваемости.
Например, далеко не во всех странах предусмотрена обязательная вакцинация от туберкулеза. В России же, несмотря на снижение заболеваемости в 2015 году до 9 человек на 100 тысяч населения, уровень инфицированности и заболеваемости туберкулезом остается довольно высоким. Только благодаря вакцинации сразу после рождения удалось избавиться от генерализованного туберкулеза детей раннего возраста.
Каждые несколько лет в Календари вносятся изменения. В основном, это связано с тем, что ученые разрабатывают новые вакцины. Так, в российский Национальный календарь в список обязательных вакцин недавно вошла прививка против пневмококковой инфекции. В ряде городов уже прошла вакцинация девочек из групп риска новой вакциной против вируса папилломы человека (ВПЧ), которая тоже в будущем, скорее всего, войдет в Нацкалендарь.
Следует отметить, что у нас отсутствует целый ряд прививок, которые входят в Национальные календари прививок других стран – в России вакцинация против этих болезней проводится только в группах риска. Речь идет не только о ВПЧ, но и о гемофильной палочке и менингококковой инфекции, ротавирусной инфекции и ветряной оспе. В среднем, наш отечественный Календарь прививок отличается от аналогичных документов других стран на 4-5 позиций в меньшую сторону.
Еще одно направление в этой области – создание Национальных календарей прививок для взрослых. По данным исследователей, на одного ребёнка, погибшего от инфекции, от которой существуют вакцины, приходится 400 умерших по той же причине взрослых. При этом в России пожилых людей вакцинируют только от столбняка, дифтерии и гриппа.
Разработка новых вакцин
Одним из приоритетных направлений в области разработки вакцин сегодня является создание препаратов с помощью генной инженерии – генных или ДНК-вакцин. Вопреки слухам, это не значит, что геном человека обогатится новыми генами. Само название лишь отражает структуру нового препарата.
Для создания генной вакцины нужно два компонента: ген, который кодирует узнаваемый белок-маркер возбудителя заболевания, и, так называемый, вектор, то есть — переносчик. Роль вектора может играть вирус или бактериальная плазмида. Использование вируса в качестве транспорта не должно смущать: в данном случае он не является инфекционным агентом, так как обезврежен, зато сохраняет все свое «умения» эффективного проникновения в организм и распространения по нему.
Когда такая конструкция попадает в организм, она поглощается особыми клетками, которые таким образом получают команду на воспроизводство того самого белка-маркера. Именно на него начинает реагировать иммунная система человека, считая, что произошло заражение. Таким образом, генная вакцина позволяет научить организм правильно реагировать на инфекцию – даже не вводя в него сам вирус. Благодаря точечному воздействию, такие вакцины отличаются практически полным отсутствием побочных эффектов.
Уже действующим примером генных вакцин являются вакцина против гепатита В, а также обе вакцины против ВПЧ – Гардасил и Церварикс.
Другое направление в области разработки новых вакцин – создание комбинированных многокомпонентых препаратов. Их использование позволило бы значительно снизить прививочную нагрузку на человека, особенно в первые годы его жизни. Примером такой вакцины последнего поколения служит отечественный препарат Превенар 13, дающий защиту сразу от 13 штаммов пневмококка.
Активизация антипрививочных настроений
Люди, выступающие против вакцинации, были всегда. Практика показывает, что доля их растет в благополучные годы и снижается сразу после вспышек инфекционных заболеваний. Согласно исследованиям последних вспышек кори после случаев массового отказа от вакцинации, в более чем половине случаев заболевшие были не привиты. Другой фактор – рост популярности альтернативных методов медицины. В России, по данным главного внештатного специалиста-эпидемиолога Министерства здравоохранения РФ Николая Брико, в 2015 году 28% населения поддерживали массовую вакцинацию, выступали против 35%, а остальные оказались в числе «сомневающихся». Немудрено, что у нас в стране сейчас наблюдается очередной «откат»: голоса антипрививочников становятся все громче.
Из-за растущего числа отказов снижается, так называемый, коллективный иммунитет. Исследователи указывают на то, что для разных заболеваний процент вакцинированных членов общества разнится. Так, для формирования коллективного иммунитета против кори должно быть вакцинировано от 83 до 94% окружающих людей. А для того, чтобы остановить вспышку паротита (свинки) в классе достаточно, чтобы прививку от свинки получили от 75 до 86% детей. Свинка менее заразна, чем корь: 1 человек с корью передает инфекцию 12-18 людям, а больной свинкой — только 4-7.
Интересный факт: в странах, где начали массово вакцинировать детей вакцинами против пневмококка и гемофильной палочки, через несколько лет значительно упала заболеваемость отитами и менингитами среди пожилого населения, которое обычно подхватывает инфекцию от внуков.
И американские, и российские врачи также отмечают, что существующая в антипрививочных кругах практика «переболеть вместо прививки» опасна. По словам специалистов, сегодня такие заболевания, как корь и ветряная оспа, протекают тяжелее, чем в допрививочные времена, выше риск осложнений. Но люди ориентируются на устаревшую информацию и ошибочно оценивают уровень опасности.
Страх перед вакцинами – шаг назад
Страхи антипрививочников разнообразны и меняются от вакцины к вакцине:
- Они боятся прививать детей вакциной против ВПЧ, потому что девочки станут бесплодными или потому что «вакцинация придаст им смелости и приведет к половой распущенности». В отношении обеих существующих вакцин наблюдения ведутся уже давно и пока ни одно из этих утверждений не подтвердилось.
- Они не хотят прививать детей вакциной АКДС, потому что у ребёнка после этого может развиться лейкоз или синдром внезапной детской смерти, хотя эта теория уже опровергнута исследованиями.
- Они отказываются от прививки против кори-паротита-краснухи, под страхом развития аутизма, хотя давно доказано, что в основу данной фобии легли поддельные данные, а в современных вакцинах нет соединений ртути.
- Они не прививают своих детей от гепатита В, потому что боятся роста риска рассеянного склероза. Заболеваемость рассеянным склерозом действительно растет, но по другим причинам, и никакой связи с вакцинацией, несмотря на массу исследований, выявлено не было.
- Они боятся прививки от полиомиелита, потому что вакцинированный ребёнок может заболеть полиомиелитом. Но такие случаи были раньше, когда дети прививались только живой вакциной, а сейчас первые две дозы вводятся в виде инактивированной вакцины и только третья, на фоне уже сформировавшегося иммунитета – живой, что совершенно безопасно для ребёнка.
Страхи прошлого, раздутые слухи и психологические проблемы – столпы антипрививочного движения, тормозящие прогресс в области создания и внедрения новых препаратов для защиты людей от инфекций.