Каждый из нас ведет хозяйство по-своему, но все без исключения стремятся к тому, чтобы денег хватало на все необходимое. Некоторым людям приходится экономить, чтобы как-то сводить концы с концами и дотягивать до следующей зарплаты. Другие — живут в свое удовольствие, не экономя и не откладывая на «черный день». Но есть и такие личности, достатку которых позавидовали бы многие, и при этом они все равно боятся потратить лишнюю копейку. Для них экономия — это привычка, от которой они не хотят или не могут избавиться.
К сожалению, в своих стремлениях свести расходы на ведение домашнего хозяйства к минимуму, мы часто впадаем в крайности. Порой попытки сэкономить выглядят настолько комично, что со стороны кажутся не бережливостью, а скорее жадностью. Что именно нужно поменять в психологии своего поведения, чтобы желание сэкономить не взяло верх над разумом?
Сравнение цен: плохая или полезная привычка?
Многие люди перед тем как приобрести что-то из вещей, сравнивают цены в разных торговых точках. На самом деле это полезная привычка, так как стоимость одного и того же товара может отличаться в несколько раз. И какое же разочарование испытываешь, увидев уже купленную вещь в другом магазине по цене намного ниже той, которая была заплачена.
Но любую ситуацию нужно рассматривать с разных сторон. К примеру, чтобы найти самый дешевый товар, порой приходится объездить полгорода, заглядывая в десятки магазинов, тратить для этого весь выходной день. Смогут ли сэкономленные деньги заменить общение с родными и близкими людьми, или выезд на природу в шумной компании лучших друзей? Наверное, нет: отношения всегда ценились намного больше материальных ценностей.
Особенно чутко реагируют на наличие подобной черты характера женщины. Представительницы прекрасного пола зачастую не любят экономных мужчин, они расценивают желание найти подешевле, как жадность. Дамы мечтают, чтобы их баловали, дарили подарки и цветы. Скорее всего, им не понравится, если избранник будет искать ресторан с самыми низкими ценами в меню, или ехать за несколько километров от своего дома, чтобы купить продукты для ужина в супермаркете, который, по его мнению, славится доступными ценами.
Вряд ли мужчина сможет заслужить расположение дамы, если в качестве подарка преподнесет презент с ценником на коробке. Психология женщины понятна: если в конфетно-букетный период он экономит и старается показать, сколько денег было потрачено на избранницу, то в совместной жизни, скорее всего, придется отчитываться за каждый потраченный рубль.
Психология человека, привыкшего запасаться
Многие из нас помнят советские времена. Кто-то сам стоял в длинных очередях за продуктами и одеждой, а кому-то рассказывали родственники старшего возраста. Тогда люди покупали все, что продавалось, даже если на тот момент оно было ни к чему. Их психология основывалась на боязни, что данный товар может исчезнуть с прилавков магазинов. Люди не понаслышке знали, что такое дефицит.
Несмотря на то, что время дефицитов осталось в прошлом, тенденция запасаться на «черный день» у многих людей сохранилась. Увидели акционный товар — купили. Попали на распродажу, вернулись домой с целой охапкой вещей, которые покупать вовсе не планировали.
Подобные действия и привычки ведут к тому, что квартиры начинают напоминать склады или даже свалки. Уборка занимает массу времени, а разочарование от спонтанных приобретений растет с каждым днем.
То чем мы не пользуемся месяцами, а то и годами, скорее всего уже никогда не понадобится, или мы просто не сможет его найти при необходимости. Скопление ненужных вещей в жилище не только выглядит неприглядно, но и отрицательно влияет на отношения близких. Утро в семьях «плюшкиных» напоминает настоящий ураган: так как отыскать нужную вещь не представляется возможным. Все бегают, кричат, суетятся. Настроение портится с самого утра, а от утреннего настроя, как известно, зависит то, как пройдет целый день.
И почему-то всегда разыскивая что-то важное на данный момент, мы натыкаемся на вещи, которые нам нужны были раньше. Все дело в беспорядке, который всегда царит в домах, заваленных хламом. Никто не говорит, что в данном случае хозяйки не умеют вести домашнее хозяйство и не справляются со своими прямыми обязанностями. Просто в подобном жилище невозможно навести порядок. Любая уборка сводится к тому, что вещи переставляются с места на место, но их количество не меняется, а поэтому внешний вид комнаты также остается неизменным.
Акции и распродажи зачастую устраиваются для того, чтобы сбыть залежалый товар. Не позволяйте себе соблазняться на всякого рода предложения и не покупайте то, что вам не нужно, пускай и по очень низкой цене. В чем же экономия, если покупка данной вещи не была запланирована, а значит, необходимости в ней не было, и деньги потрачены зря. Придя домой, вы поймете, что в очередной раз попались на удочку маркетологов, но будет уже поздно. Единственное, что вам останется — это корить себя за неумение контролировать свои привычки и порывы.
Отношения к самому себе: экономия в быту
Нестабильная материальная ситуация, боязнь завтрашнего дня и нехватка денег заставляют многих людей экономить в быту. Они стараются свести к минимуму расход воды, тепла и электричества. Стремление граждан похвально, мы все должны быть бережливыми, но, главное, не доводить экономию до абсурда.
К примеру, некоторые люди, в целях экономии электроэнергии, стараются всей семьей находиться в одной комнате целый вечер. Общение с близкими необходимо всем нам. Мы должны заботиться друг о друге, поддерживать теплые отношения, делиться новостями, но навязывать свое общество глупо. Большинство людей нуждаются в собственном пространстве. После рабочего дня они мечтают хоть на какое-то время остаться наедине со своими мыслями, отдохнуть. Экономия в данном случае лишает их этой возможности.
Бережливость и экономия хороши, если вы не перегибаете палку, и не выглядите со стороны комично. Контролируйте свои привычки и порывы, и не забывайте, что мы должны стремиться получать от жизни по максимуму, и хоть изредка жить в свое удовольствие, а не считать каждую копейку.