Причин, по которым у ребёнка пропадает интерес к учебе, а также мотивация что-то исправить и «нагнать» сверстников, великое множество. Это и психологические причины, и неспособность к определенным предметам, и излишнее давление родителей. Попробуем разобраться в ситуации и выслушаем советы специалистов.
Жесткий родительский контроль лишает ребёнка инициативы
Одна из проблем некоторых родителей заключается в излишне давящем контроле. Не давая возможности ни в чем проявить ребёнку самостоятельность, они продолжают указывать и запрещать. Такие мамы и папы понимают, что следует «отпустить» ребёнка, но ничего не могут с собой поделать. В результате у ребёнка пропадает всякий интерес к занятиям, ведь ему постоянно указывают на недостатки. Как можно изменить модель своего поведения?
Прежде всего, осознав ошибочность тактики. Наверняка в таком случае родитель сталкивался с ситуацией, когда вместо запланированного контроля случаются лишь словесные перепалки и замкнутость ребёнка, увеличение расстояния между родными людьми. В результате пятерок все меньше, а троек все больше.
В первую очередь родителю предстоит пережить борьбу с собственными укоренившимися привычками, а также сопутствующими эмоциями, – тревогой, беспокойством, мыслью «Он без меня не справится». Приняв решение ослабить контроль и лишь активно слушая ребёнка, вы удивитесь его самодисциплине и подтянувшейся организованности.
Начать с себя и осознать, что свобода тоже может быть полезной
Самый трудный момент для матери или отца наступает, когда сразу за попыткой снять контроль происходит ухудшение учебы, а также поведения ребёнка. Важно знать, что это абсолютно закономерно, и выдержать, довериться ребёнку, не сорваться вновь в нравоучения.
Ослабив контроль, не следует терять связь со школьником. Спрашивайте, как прошел день, интересуйтесь успехами и активно слушайте своего ребёнка. Активное слушание подразумевает повторение услышанного услышанное, попытки узнать его отношение к происходящему и наводящие вопросы.
Детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит следующий показательный диалог:
– Мамочка, ты только не ругайся, сегодня у меня тройка по русскому языку за домашнюю работу. (Внимательно ее слушаю, стараюсь без эмоций.)
– И тебе это не очень нравится, ты хочешь это изменить…
– Да, я сегодня позанимаюсь этой темой дополнительно. (Ура!!!)
Постепенно, не в один миг, ситуация изменится. В режиме свободы и самоопределения неизбежны неудачи и ошибки, здесь важно держаться, вытерпеть и лишь поддерживать ребёнка морально. И ваши усилия и мудрость будут вознаграждены.
Совместные усилия не пропадут даром
Как и в любом вопросе воспитания, совместный труд повышает шансы на успех. Пристальное внимание родителя к школьным достижениям не должен оставаться лишь интересом. Если у ребёнка возникают трудности, вы должны быть всегда в зоне доступа. Сделайте с ребёнком непонятное домашнее задание и учеба не станет чем-то неприятным и угнетающим.
Приложите усилия к тому, чтобы ребёнок понимал все, что он проходит в учебном заведении. Занимаясь своими домашними делами, мама может попросить пересказать прочитанную повесть или особо запомнившийся школьный урок. Это вдвойне полезно с точки зрения осмысления пережитого, составления своего мнения и возможности передать увиденные и услышанные события.
Психологи описывают «зону ближайшего развития», когда ребёнок что-то выполнив с поддержкой матери сегодня, завтра сможет сделать это самостоятельно.
Отвечайте на вопросы ребёнка, особенно, если они повторяются – это значит, он размышляет по какому-то поводу, но не может прийти к определенному выводу. И очень важно, чтобы этот вывод был сделан ребёнком самостоятельно, а не получен полностью в готовом виде. Умение анализировать полученные данные и составлять свое индивидуальное представление о вопросе – это, пожалуй, одно из лучших умений, которое ребёнок может вынести из учебного заведения.
Психологический дискомфорт в школе
Ваш ребёнок может скрывать, что у него возникли проблемы с одноклассниками или конкретным учителем. Доверительные беседы и ощущение поддержки со стороны семьи могут помочь разрешить ситуацию. Не оставляйте ребёнка один на один с его проблемами – его возраст не позволяет ему самостоятельно решить все трудности.
Как правило, наиболее болезненные сомнения ребёнок оставляет «при себе», он может не уметь попросить о помощи. Следует выделить время для обсуждения с ребёнком способов психологической защиты. Умение отстоять свои права очень пригодится в подчас весьма жестокой реальности школьников. Ребёнок должен уметь оперировать «взрослыми» словами, как по отношению к взрослому, там и по отношению к сверстнику: «Мне не приятны эти слова, я не привык к грубости», «Мне не нравится, как ты со мной сейчас разговариваешь, не говори со мной больше так». Конечно, лучше осваивать эти ритуалы в игровой форме.
Привычка считать школу авторитетом
Да, система образования может быть неидеальной. Но ребёнку знать об этом совсем не следует. Его индивидуальное обучение – это его личная история. И необходимо поддерживать авторитет лиц, через которых он получает знания и умения. Поддержите у ребёнка стремление брать на себя ответственность за свои действия, успехи и неудачи.
Иногда нужно сделать перерыв и морально отдохнуть
Это касается детей, чья рабочая неделя расписана по минутам секциями и дополнительными кружками. Ребёнок может не выдержать напряжения и в определенный период решительно отказаться от всех возложенных на него обязательств. Возможно, стоит пересмотреть учебный план в пользу того, что ребёнку интересно или действительно необходимо.
Не забывайте об увлекательных экскурсиях, походах с друзьями на интересные представления или на природу. Скорее всего, они оставят самые лучшие воспоминания у ребёнка о школьных годах. И дадут возможность ребёнку отвлечься и с новыми силами приняться за получение знаний.
Выбрать «свое» призвание
Подростки могут байкотировать занятия по той причине, что это им в жизни «не пригодится». В данной ситуации следует разобраться с профессиональной ориентацией и направить усилия на то, что у ребёнка получается и будет полезно для его будущей профессии. Может помочь беседа с психологом, специалистом по профориентации, а также тестирование разного рода деятельности, «примерка» профессии.
Комментарии экспертов
Румянцева Ольга Михайловна, кандидат психологических наук, доцент ИГУМО
Причины снижения учебной мотивации могут быть разными. С одной стороны, это может быть связано с ситуацией неуспешности, когда ребёнок не справляется с учебным материалом, получает негативную оценку со стороны учителя и вследствие этого чувствует себя хуже других. Кроме того, снижение учебной мотивации может быть связано с интересами ребёнка, например, некоторые предметы он может считать неинтересными и не нужными. В этом смысле, на мой взгляд, главное – прислушаться к своему ребёнку, не давить силой и авторитетом, а услышать, понять причину и по возможности оказать ему помощь.
Важно создать ребёнку условия для того, чтобы он вообще к чему-то захотел стремиться в жизни, чтобы почувствовал интерес. Для младшего школьника – это можно сделать через игру, сказку. В более старшем подростковом и юношеском возрасте важно дать ребёнку возможность самому поучаствовать, выразить себя в каком-то важном деле, что-то придумать, проявить себя, почувствовать себя взрослым.
Сергей Ланг, психолог, специалист в области семейных отношений и детской психологии
Большинство родителей знает о том, что пробудить в ребёнке тягу к знаниям – это очень не просто, но крайне важно. Иногда нежелание ребёнка учиться приобретать угрожающие формы. Что делать, если у вашего ребёнка совсем пропал интерес к получению новой информации?
Первое, что должен сделать каждый родитель – это объяснить ребёнку, для чего ему необходимо учиться. Подумайте сами, как можно требовать от ребёнка хороших результатов в учебе, если он не осознает важность образования? Без разъяснительных бесед тут не обойтись. Постарайтесь донести до ребёнка, что его успехи в учебе уже сейчас являются вкладом в его успешное будущее, что ум и образование сделают его успешным и уважаемым человеком.
Запомните, что основным стимулом ребёнка во многих сферах жизни является похвала. Все успехи вашего ребёнка, особенно в учебе, обязательно должны быть отмечены теплым словом и, возможно, какой-то наградой. Если ребёнок не чувствует, что родители как-то оценили его старания и достижения, он теряет мотивацию.
Выясните, возможно, ребёнку нужна ваша помощь и поддержка в учебе. Если в какой-то момент ребёнку становится сложно освоить учебный материал и это приводит к плохим оценкам и неодобрению учителей, то у него могут вовсе опуститься руки. Лучшее, что вы можете сделать в таком случае – это поддержать его и как-то помочь в освоении материала, либо самостоятельно, либо с помощью репетиторов.
Жихарева Юлия Борисовна, психолог клиники «Медси»
Чтобы понять источник проблемы, необходимо прежде всего обратить внимание на возраст и предшествующие данному явлению обстоятельства. Если ребёнок в начальных классах сначала с удовольствием ходил в школу и радовал успехами, а потом стал учиться все хуже и хуже, возможно, это может быть следствием трудностей в обучении или школьной дезадапатации.
В таком случае любые принудительные меры только усугубляют негативный подтекст, связанный с учебой. Увещевать и ругать нерадивого ученика бесполезно, лучше попытаться помочь ему с усвоением школьной программы, прибегнув к помощи соответствующих специалистов, педагогов, разобраться в причинах возможной дезадаптации, приняв во внимание сложившиеся взаимоотношения ребёнка с учителем и одноклассниками.
Если проблемы с учебой произошли в среднем школьном возрасте, выявляем, какие трудности у ребёнка есть с освоением отдельных дисциплин в учебной программе, потому что невозможно постоянно и охотно заниматься тем, что у тебя не получается.
Отдельный аспект – оценка взаимоотношений ребёнка с учителями и одноклассниками, зачастую это становится основным влияющим фактором, причем ребёнок может это тщательно скрывать. Поэтому родителям важно иметь спокойные доверительные отношения со своими детьми, и особенно в этом возрасте. Это поможет предотвратить более серьезные проблемы впоследствии.
Если в старшей школе пропадает интерес к учебе, то виной тому чаще всего нерешенные проблемы в начальных и средних классах, когда наверстывать упущенное за годы учебы уже поздновато и тем более применять какие-то принудительные меры. Тут лучше вместе с ребёнком выделить круг его реальных интересов и вместе с ним подумать, как их можно применить в дальнейшем обучении и работе, наметить дальнейшие пути его профессионального развития.