Психологическая готовность ребенка к школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Когда ребёнок идет в первый класс, родители должны знать о том, что ему важно обладать не только интеллектуальной готовностью к обучению, но и психологической. Для того, чтобы узнать ее уровень, школьные психологи проводят ряд тестов для будущих первоклассников — изучают сферу их познавательных процессов, уровень тревожности, умение общаться с окружающими и общий эмоциональный фон. Это нужно для того, чтобы дети могли не только хорошо усваивать знания, но и чувствовали себя спокойно и комфортно в школьном коллективе.

Эмоциональная готовность влияет на желание учиться, освоение знаний, понимание школьных предметов и инструкций педагога. Часто бывает так, что ребёнок, когда уровень его интеллектуального развития достаточно высокий, а психологически он не готов к школе — учится плохо, невнимателен, имеет проблемы в общении с одноклассниками или педагогом. Эмоциональная готовность оказывает прямое влияние на способность к обучению не только в первом классе, но и во всех последующих.

Помимо психологического тестирования, проводимого специалистами на момент эмоциональной готовности, родители дома, самостоятельно могут узнать — готов вчерашний дошкольник идти в школу или нет. Наличие второго варианта не всегда обязывает ждать еще год и отправлять ребёнка в школу позже — иногда с ним достаточно провести ряд упражнений, поменять свое отношение, побеседовать, устранить комплексы личности самостоятельно или с помощью психологических занятий.

Так, за короткий срок, мать и отец могут сформировать эмоциональную готовность ребёнка своими силами. Какие проявления в его характере говорят о ее низком уровне? Как сделать так, чтобы повысить мотивацию школьника и снизить его тревожность? Ответы в данной статье.

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Дети умеют общаться

Социальная среда — важная часть жизни каждого ребёнка. С малых лет он учится играть, разговаривать, делиться, спорить, оберегать себя, защищать слабых, заявлять о себе. Когда ребёнок имеет нарушения в области коммуникации — он замкнут, агрессивен, застенчив, молчалив, обидчив — то, не устранив их, ему будет трудно налаживать контакты. Это приводит к снижению настроения, нежеланию ходить в школу. Если родители понаблюдают за ним, то поймут, какие особенности и привычки в его поведении нуждаются в коррекции. Ученик не готов становиться частью школьного коллектива, если:

  • он не овладел своими лидерскими задатками: командует другими детьми, хочет, чтобы всегда все было по его, и не позволяет приятелям иметь свое мнение;
  • дерется и оскорбляет детей;
  • совсем не имеет друзей;
  • часто обижается;
  • «всегда виноват» или «всегда прав»;
  • очень робок и застенчив;
  • испытывает страх перед общением или знакомством с другими ребятами;
  • часто жадничает или ябедничает.

Таким образом, родителям станет понятно, имеет ли ребёнок нарушения в коммуникационной сфере. Их наличие стоит устранить до начала обучения — самостоятельно или обратившись за помощью к психологу.

Ребёнок отпускает родителей

Ребёнок отпускает родителей

Когда родители отдают ребёнка в детский сад, а затем в школу, ему приходится «отрываться» от них в психологическом плане. В этот период, он начинает осознавать себя как отдельную личность. Иногда этот процесс является болезненным — дети плачут, тревожатся, не хотят оставаться без родителей. Если такое поведение наблюдается в школьном возрасте, то необходима консультация психолога — к семи годам ребёнок, который не имеет эмоциональных нарушений, спокойно отпускает родителей от себя и с радостью узнает школьный мир самостоятельно.

Высокая мотивация к школе

Низкая мотивация оказывает прямое влияние на учебный процесс. Если ребёнок не хочет учиться, то, скорее всего, он и не будет этого делать, и тогда, «высиживание» уроков и домашняя работа превратятся в «каторгу» для ребёнка, родителей и педагогов.

Повысить школьную мотивацию — чтобы ребёнок хотел идти на уроки, завел себе друзей, с радостью узнавал новое, стремился получать высокие отметки — можно, если готовить его к школе на «позитивной ноте», хвалить за достижения, ставить в пример, гордиться им и говорить об этом.

Тревожность в характере ребёнка

Дети, которые идут учиться с высоким уровнем тревожности, не могут заниматься в школе тем, чем необходимо — случать учителя, получать знания, выполнять задания. Их мысли заняты другим: они думают о том, чем занимаются мама и папа, пока они на уроках, вспоминают свои игрушки, мечтают о прогулках, тоскуют по дому, тревожатся о том, что остались без родителей. Дети, в это время, думают о чем угодно, только не об уроках. Такое поведение приводит к отсутствию понимания учителя, невозможности влиться в коллектив, низким оценкам.

Уровень тревожности нужно обязательно снижать — лучше всего, это сделает детский психолог. Он увидит, о чем беспокоится ребёнок и даст родителям соответствующие рекомендации. Взрослые также, сами могут доверительно поговорить с учеником, успокоить его, настроить на учебный процесс.

Контроль и воля

Контроль и воля

Ученику трудно заниматься в школе, и сидеть на уроках, если его волевые процессы развиты слабо. Он должен уметь:

  • слушать инструкцию педагога до конца, правильно понимать ее;
  • сидеть положенное время на уроке, быть внимательным, не испытывать сильного желания «вскочить», «побежать», «спрятаться»;
  • говорить только тогда, когда спрашивают, не выкрикивать с места;
  • быть частью класса — строиться, стоять в парах положенное время, двигаться в одном ряду с другими детьми;
  • извиняться, когда не прав, уметь объяснять свою позицию;
  • контролировать эмоции.

Всему этому родители должны научить ребёнка еще до того, как он пойдет в первый класс.

Отношение к конфликтам и трудностям

Школа — место, где дети могут сталкиваться с разными конфликтами. Сюда относятся: детская травля, разногласия с учителями, невозможность найти друзей. Для того, чтобы успешно их преодолевать, детям полезно знать особенности отношений в коллективе и собственные возможности решать конфликты. Поэтому, ребёнка полезно учить защищать свои границы — не позволять другим обижать и оскорблять себя, относиться несправедливо. Кроме того, ученику нужно научиться брать ответственность за то, что происходит с ним, на себя.

Если он приучен к тому, что родители всегда вмешиваются и решают его проблемы, то он может оказаться ведомым, слабым, зависимым. Конфликтов не стоит бояться — их нужно решать, так, чтобы уметь преподносить свою точку зрения и слышать другого человека, учитывать его мнение.

Читайте также

Подготовка детей к школе: советы родителям
Дети должны быть готовы к школе не только интеллектуально, но и психологически.
Летний отдых для детей: выбираем лагерь
На какие особенности поведения ребенка следует обратить внимание, собираясь отправить его на отдых в лагерь?
Польза телесно-ориентированной терапии для детей
Телесно-ориентированная терапия для детей: польза, влияние, упражнения.
В чем польза детского сада?
Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? Как помочь ему адаптироваться в новом коллективе?
Как облегчить перелет с ребенком?
Первый полет с малышом или очередной – родителям и детям нужна тщательная подготовка.
Как помочь детям справиться со стрессом в школе?
Учеба в школе у многих детей, особенно у первоклассников может вызвать стресс. Как с ним справиться?
Опубликовано 09.09.2018 10:10, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Соотношение хронологического и психологического возраста при диагностике готовности к школе / Семенова Т.С. // Вопросы психологии 2012 №2
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией