Когда ребёнок идет в первый класс, родители должны знать о том, что ему важно обладать не только интеллектуальной готовностью к обучению, но и психологической. Для того, чтобы узнать ее уровень, школьные психологи проводят ряд тестов для будущих первоклассников — изучают сферу их познавательных процессов, уровень тревожности, умение общаться с окружающими и общий эмоциональный фон. Это нужно для того, чтобы дети могли не только хорошо усваивать знания, но и чувствовали себя спокойно и комфортно в школьном коллективе.
Эмоциональная готовность влияет на желание учиться, освоение знаний, понимание школьных предметов и инструкций педагога. Часто бывает так, что ребёнок, когда уровень его интеллектуального развития достаточно высокий, а психологически он не готов к школе — учится плохо, невнимателен, имеет проблемы в общении с одноклассниками или педагогом. Эмоциональная готовность оказывает прямое влияние на способность к обучению не только в первом классе, но и во всех последующих.
Помимо психологического тестирования, проводимого специалистами на момент эмоциональной готовности, родители дома, самостоятельно могут узнать — готов вчерашний дошкольник идти в школу или нет. Наличие второго варианта не всегда обязывает ждать еще год и отправлять ребёнка в школу позже — иногда с ним достаточно провести ряд упражнений, поменять свое отношение, побеседовать, устранить комплексы личности самостоятельно или с помощью психологических занятий.
Так, за короткий срок, мать и отец могут сформировать эмоциональную готовность ребёнка своими силами. Какие проявления в его характере говорят о ее низком уровне? Как сделать так, чтобы повысить мотивацию школьника и снизить его тревожность? Ответы в данной статье.
Дети умеют общаться
Социальная среда — важная часть жизни каждого ребёнка. С малых лет он учится играть, разговаривать, делиться, спорить, оберегать себя, защищать слабых, заявлять о себе. Когда ребёнок имеет нарушения в области коммуникации — он замкнут, агрессивен, застенчив, молчалив, обидчив — то, не устранив их, ему будет трудно налаживать контакты. Это приводит к снижению настроения, нежеланию ходить в школу. Если родители понаблюдают за ним, то поймут, какие особенности и привычки в его поведении нуждаются в коррекции. Ученик не готов становиться частью школьного коллектива, если:
- он не овладел своими лидерскими задатками: командует другими детьми, хочет, чтобы всегда все было по его, и не позволяет приятелям иметь свое мнение;
- дерется и оскорбляет детей;
- совсем не имеет друзей;
- часто обижается;
- «всегда виноват» или «всегда прав»;
- очень робок и застенчив;
- испытывает страх перед общением или знакомством с другими ребятами;
- часто жадничает или ябедничает.
Таким образом, родителям станет понятно, имеет ли ребёнок нарушения в коммуникационной сфере. Их наличие стоит устранить до начала обучения — самостоятельно или обратившись за помощью к психологу.
Ребёнок отпускает родителей
Когда родители отдают ребёнка в детский сад, а затем в школу, ему приходится «отрываться» от них в психологическом плане. В этот период, он начинает осознавать себя как отдельную личность. Иногда этот процесс является болезненным — дети плачут, тревожатся, не хотят оставаться без родителей. Если такое поведение наблюдается в школьном возрасте, то необходима консультация психолога — к семи годам ребёнок, который не имеет эмоциональных нарушений, спокойно отпускает родителей от себя и с радостью узнает школьный мир самостоятельно.
Высокая мотивация к школе
Низкая мотивация оказывает прямое влияние на учебный процесс. Если ребёнок не хочет учиться, то, скорее всего, он и не будет этого делать, и тогда, «высиживание» уроков и домашняя работа превратятся в «каторгу» для ребёнка, родителей и педагогов.
Повысить школьную мотивацию — чтобы ребёнок хотел идти на уроки, завел себе друзей, с радостью узнавал новое, стремился получать высокие отметки — можно, если готовить его к школе на «позитивной ноте», хвалить за достижения, ставить в пример, гордиться им и говорить об этом.
Тревожность в характере ребёнка
Дети, которые идут учиться с высоким уровнем тревожности, не могут заниматься в школе тем, чем необходимо — случать учителя, получать знания, выполнять задания. Их мысли заняты другим: они думают о том, чем занимаются мама и папа, пока они на уроках, вспоминают свои игрушки, мечтают о прогулках, тоскуют по дому, тревожатся о том, что остались без родителей. Дети, в это время, думают о чем угодно, только не об уроках. Такое поведение приводит к отсутствию понимания учителя, невозможности влиться в коллектив, низким оценкам.
Уровень тревожности нужно обязательно снижать — лучше всего, это сделает детский психолог. Он увидит, о чем беспокоится ребёнок и даст родителям соответствующие рекомендации. Взрослые также, сами могут доверительно поговорить с учеником, успокоить его, настроить на учебный процесс.
Контроль и воля
Ученику трудно заниматься в школе, и сидеть на уроках, если его волевые процессы развиты слабо. Он должен уметь:
- слушать инструкцию педагога до конца, правильно понимать ее;
- сидеть положенное время на уроке, быть внимательным, не испытывать сильного желания «вскочить», «побежать», «спрятаться»;
- говорить только тогда, когда спрашивают, не выкрикивать с места;
- быть частью класса — строиться, стоять в парах положенное время, двигаться в одном ряду с другими детьми;
- извиняться, когда не прав, уметь объяснять свою позицию;
- контролировать эмоции.
Всему этому родители должны научить ребёнка еще до того, как он пойдет в первый класс.
Отношение к конфликтам и трудностям
Школа — место, где дети могут сталкиваться с разными конфликтами. Сюда относятся: детская травля, разногласия с учителями, невозможность найти друзей. Для того, чтобы успешно их преодолевать, детям полезно знать особенности отношений в коллективе и собственные возможности решать конфликты. Поэтому, ребёнка полезно учить защищать свои границы — не позволять другим обижать и оскорблять себя, относиться несправедливо. Кроме того, ученику нужно научиться брать ответственность за то, что происходит с ним, на себя.
Если он приучен к тому, что родители всегда вмешиваются и решают его проблемы, то он может оказаться ведомым, слабым, зависимым. Конфликтов не стоит бояться — их нужно решать, так, чтобы уметь преподносить свою точку зрения и слышать другого человека, учитывать его мнение.