Общение – неотъемлемая часть нашей жизни, объединяющая четыре важных компонента, определяемых в психологии развития как информация, эмпатия, рефлексия и взаимодействие. Говоря простым языком, общение помогает людям составлять мнение о себе подобных, обмениваться информацией и эмоциями, регулировать свое и чужое поведение.
Суть основ психологии общения
Зная подоплеку четырех психологических терминов, можно гораздо эффективнее выстраивать свое общение с людьми.
Информация
Как озвучить все свои мысли, не искажая смысла, который вы в них вкладываете? Используйте в общении слова понятные вам и вашему собеседнику. Убедитесь, что он трактует их так же как и вы – для этого не стесняйтесь задавать вопросы, которые помогут избежать возможного недоразумения и обеспечат лучшее понимание друг друга.
Эмпатия
Эмпатия в психологии человека предполагает понимание взаимного эмоционального влияния собеседников, точное представление во власти каких эмоций находитесь вы и ваш партнер по общению. На это способны обладатели высокого эмоционального интеллекта, который при желании, в свою очередь, можно развить.
Контролируя свои эмоции и понимая причины их возникновения у других людей, легко можно найти нужные слова, чтобы изменить эмоциональный фон общения в лучшую сторону.
Рефлексия
Это осознание человеком впечатления, которое он производит на собеседника – как бы видение своей поведенческой модели общения со стороны. В общении взаимно подвергаются оценке и некоторой корректировке некоторые черты характера и поведенческие модели.
Рефлексией можно овладеть, принимая себя таким как есть при полном осознании сильных и слабых сторон своей натуры. Это также воспитывает чувство уважения к собеседнику.
Взаимодействие
Изменение поведения и деятельности людей – результат любого общения. Соблюдая правила общения, описанные выше, общаясь, можно добиться межличностного взаимодействия, ведущее в дальнейшем к совместной деятельности.
Этот процесс представляет собой последовательную цепочку реакций людей друг на друга и растянут во времени. Этот процесс, а также его результат можно спрогнозировать, если точно знать, опираясь на основы психологии общения, каких действий ожидает от вас партнер по общению.
Игнорирование правил общения может привести не к совместной деятельности, как результата продуктивного и приятного для обеих сторон общения, а к межличностной конкуренции и даже конфликту.