Лучшая пища для малыша первых шести месяцев жизни — это, конечно, материнское молоко. Но дети растут, и после полугода многие родители задумываются о том, что пора уже начинать знакомить кроху с блюдами общего стола. Только как это сделать правильно? Как не навредить, не сделать питание ребёнка источником проблем со здоровьем? На этот счет существует несколько точек зрения.
История о питании ребёнка
Во время внутриутробного развития питание ребёнка происходит совсем не так, как оно будет осуществляться в течение всей жизни после рождения крохи. Малыш получает питательные вещества прямо из кровеносной системы матери, его желудочно-кишечный тракт стерилен, ферментная система не испытывает никаких нагрузок. Но как только ребёнок родится, все сразу изменится, и от того, насколько качественно организм будет справляться с пищеварительными процессами, будет зависеть общее благополучие малыша. Потому самое первое питание ребёнка природа предусмотрела в адаптированном виде — это материнское молоко.
Но время идет, и малыш должен привыкнуть получать питательные вещества и из других продуктов. Родители не всегда будут рядом, и выросшему ребёнку уже не будет хватать материнских ресурсов. Да и лактация у женщины не может длиться долгими годами. Но к твердой пище организм крохи пока не готов, воспринимать разнообразную пищу ему еще только предстоит научиться, как он учился в свое время переваривать материнское молоко. Даже в древние времена женщины не вручали ребёнку сразу морковку или кусок мяса — малыш получал сначала маленькие разнообразные кусочки еды. Такой процесс адаптации и называется сейчас введением прикорма.
Педиатрический прикорм для малыша
С тех пор, как питание ребёнка перестало быть спонтанным процессом, а начало контролироваться врачом-педиатром, родители практиковали так называемый педиатрический прикорм. Схема его введения был разработана врачами, и на ней выросло не одно поколение детей, в том числе и сами современные родители. Если малыш был здоров, то он начинал знакомиться с твердой пищей в возрасте полугода. Сначала он пробовал какой-то один продукт в объёме четверти чайной ложки. Если все проходило благополучно, не возникало аллергической реакции или расстройства пищеварения, на следующий день порция удваивалась. Таким образом порция доводилась до полного объёма, и после этого кроха начинал изучать новый продукт.
Первое блюдо на детском столе
Концепция того, какое именно блюдо первым должно было быть предложено малышу, менялась несколько раз. Довольно долгое время в качестве первой твердой пищи выступали…. фруктовые соки. Законный вопрос: какие же они твердые? Но в этом и было их основное преимущество для начала прикорма. Врачи считали двойной нагрузкой для желудочно-кишечного тракта предлагать одновременно и иной химический состав продукта, и его иную консистенцию. Гораздо проще организму сначала привыкнуть к другой выработке ферментов, необходимых для расщепления нового вида пищи, а уж потом постепенно осваивать жевание.
Но постепенно получила распространение другая версия: более подходящими для первого питания ребёнка были выбраны каши. Это нежное блюдо, оно также имеет полужидкую консистенцию, к которой малыш легко привыкнет и не подавится. Но вместе с тем крупа не потребует такого большого количества ферментов для расщепления, как фруктовый сок. К тому же кашей малыш быстро насытится. Но позже именно это качество было признано не самым подходящим для перехода на новый тип питания для ребёнка. Каша тяжелый продукт, для адаптации более подойдет что-то более легкое в усвоении. Потому в последние годы педиатры рекомендуют начинать знакомить кроху с твердой пищей с овощных пюре.
Родители покажут пример
Педиатрический прикорм многие называют традиционным. Но на самом деле, если обращаться именно к историческим традициям, станет ясно, что никогда родители не организовали какое-то отдельное меню для ребёнка, малыш питался за общим столом вместе с остальными членами семьи. Именно к такому порядку решили обратиться специалисты, разработавшие систему педагогического прикорма.
Эта методика учит ребёнка получать пищу прямо из родительской тарелки. Мама или папа берут кроху себе на колени, и малыш может попробовать любой продукт, который увидит. Для этого у него есть своя ложечка, но на первых порах родители могут помочь ребёнку манипулировать ею, самостоятельно зачерпнув заинтересовавшее кроху блюдо. Размер порций определяется микродозами — малыш начинает знакомство с пищей с микродоз, равных рисовому зернышку. Количество будет увеличиваться в зависимости от интереса самого ребёнка.
При педагогическом прикорме родители не должны готовить отдельную еду для ребёнка, но вся семья должна придерживаться здорового образа питания. Ключевые понятия — это «обучение» (отсюда слово «педагогический») и «знакомство». У родителей нет цели накормить ребёнка пищей из своей тарелки, они должны только познакомить кроху с разными видами пищи. Потому торопиться не стоит. Также, несмотря на видимость полной свободы поведения за столом, малышу нельзя позволять баловаться и играть с едой. Практика педагогического прикорма должна научить не только организм переваривать пищу, но и самого ребёнка обучить культуре принятия пищи.
Когда дети не готовы к прикорму
Какую систему введения твердой пищи выберут родители, каждая семья сама решит для себя в индивидуальном порядке. Но какое бы решение ни было принято, важно помнить, что есть несколько признаков, однозначно демонстрирующих неготовность крохи к изменению типа питания. Если имеет место какой-либо из них, то с любым типом введения прикорма лучше пока подождать. Вот список признаков того, что малыш к знакомству с твердой пищей не готов.
- Возраст младше 6 месяцев
- Вес, увеличившийся менее, чем вдвое
- Отсутствие активного пищевого интереса (малыш не тянется к продуктам на столе)
- Отсутствие хотя бы одного зуба
- Неумение сидеть самостоятельно без опоры
- Неспособность хорошо держать голову
- Наличие рвотного или выталкивающего рефлекса