Многие родители акцентируют свое внимание исключительно на здоровье, психологическом комфорте и развитии умственных способностей своих детей, забывая прививать малышам ответственность и самостоятельность. А ведь именно эти черты характера будут являться основополагающими в их взрослой жизни. Правильный подход к воспитательному процессу, помимо всего прочего, предполагает своевременное развитие этих важных качеств, которые помогут ребёнку становиться успешной, целеустремленной, полноценной личностью, способной брать ответственность за свою жизнь в собственные руки.
Какие уровни ответственности необходимо устанавливать в процессе воспитания малыша?
Понятие ответственности достаточно обширное. Для удобства его можно условно разделить на несколько составляющих, каждая из которых требует особого внимания при воспитании ребёнка:
- Ответственность за свою жизнь, и здоровье.
В первые годы жизни ответственность за безопасность малыша лежит сугубо на взрослых: родители закрывают заглушками розетки, уберегают кроху от падений и т. д. Примерно с 2-3 лет у ребёнка формируются первые представления об опасности. В этот период взрослым следует начинать устанавливать для своего чада определенные ограничения. Самое главное — всегда объяснять крохе целесообразность всех запретов (почему нельзя, что может случиться, если пренебречь определенным запретом).
- Личная ответственность за благополучие окружающих.
Этот уровень ответственности определяет умение ребёнка относиться к другим людям с вниманием и заботой. Например, если кто-то устал и отдыхает, его нельзя будить шумной игрой, а если другой человек попал в беду — нужно предложить ему помощь. Малыш должен понимать, что проявлять или не проявлять участие и сопереживание по отношению к другим людям — личное право каждого человека, однако от таких решений во многом зависит отношение к нему окружающих. Социум охотнее принимает отзывчивых и чутких людей.
- Экологическая ответственность.
Подразумевает заботу о природе и гуманное отношение к животным; накладывает запрет на выброс мусора в водоемы и на открытых местностях.
- Ответственность за собственные вещи.
Уже после 3-х лет кроха способен бережно обращаться со своими вещам: после игры складывать игрушки в коробку, убирать одежду в шкаф, а не сваливать ее кучей на стуле, и т. п. Родителям важно своевременно прививать ребёнку чувство ответственности за свои вещи. В противном случае неряшливость и неосмотрительность могут остаться с ним на всю жизнь.
- Ответственность за собственные успехи и промахи.
И то, и другое — результат принятых решений и действий самого человека. Чем раньше ребёнок осознает эту взаимосвязь, тем более безболезненно будет проходить процесс взросления.
- Ответственность за свои слова, принятые решения и действия.
Родители должны подчеркивать важность выполнения любых обещаний, обдумывания действий, самостоятельного достижения поставленных целей. Очень важно при этом подавать правильный личный пример.
Метод позитивного подкрепления для развития у ребёнка ответственности и самостоятельности
Запускать столь многозадачный процесс развития этих качеств всегда непросто. Лучше всего осуществлять его в три этапа, последовательно сменяющих друг друга:
- Родитель обучает, а ребёнок помогает.
- Кроха делает все сам, но под контролем взрослых, и по мере необходимости обращается за подсказками.
- Малыш четко знает круг своих обязанностей и выполняет их самостоятельно.
Сформировать правильное отношение малыша к самостоятельности можно с помощью следующего простого метода:
- Возьмите лист ватмана и прикрепите его на стену в детской комнате.&/li>
- Начертите на листе большой круг и линиями разделите его на 7 секторов, схематично изображающих дни недели.
- Вырежьте из журнала фрагменты или самостоятельно нарисуйте картинки, которые будут иллюстрировать повседневные обязанности маленького непоседы.
- Сделайте фишки из цветного картона (кружочки или квадратики) и поместите их в пакет или в коробочку.
По мере того, как малыш будет выполнять свои задачи (самостоятельно застилать кровать, переодеваться, чистить зубы, складывать игрушки и т. п.), вклеивайте в изображенный круг соответствующие картинки. Если обязанности не выполняются, подводите малыша к плакату и интересуйтесь, все ли он выполнил на сегодня. Выражать негодование, ругать и поучать кроху не нужно, иначе всякая ответственность будет заведомо восприниматься им в негативном ключе.
По прошествии недели оценивайте результаты выполненных ребёнком дел и выдавайте ему регламентированное количество фишек. Если малыш не выполнил определенное задание —то он получает меньше фишек. В конце недели собранные ребёнком фишки подсчитываются и обмениваются на соответствующую их количеству привилегию. Составьте свою систему поощрений и опирайтесь на нее. Главное, чтобы призы были действительно искусительными для крохи, и недоступными в любом другом случае.
Этот простой способ поможет задать правильный вектор развития и дать малышу возможность на практике увидеть, что значит нести ответственность за свои поступки.
Полезные рекомендации родителям
Чтобы ребёнок быстрее научился быть ответственным и самостоятельным, воспитательные меры должны затрагивать важные аспекты его жизни. Желательно, чтобы родители организовали для крохи особые условия, в которых он сможет отслеживать причинно-следственные связи. В этом деле могут пригодиться следующие рекомендации:
- Демонстрируйте малышу последствия его бездействия.
Например, если в круг обязанностей ребёнка входит мытье грязной посуды за собой, но после еды он не удосужился вымыть свои тарелку с ложкой, то не делайте это за него. Вместо этого, перед следующим приемом пищи, поставьте его перед выбором: или он будет есть из оставленной им грязной посуды, или же он вымоет ее, и в следующий раз не повторит такую ошибку. Наверняка малыш сделает правильные выводы!
- Показывайте положительный личный пример.
Всегда подкрепляйте свои слова соответствующими действиями. Пообещали погулять — выполните обещанное, чего бы это ни стоило, чтобы ребёнок понимал силу сказанного слова.
- Не захваливайте маленького помощника за выполнение домашних обязанностей.
Поощрять ребёнка за его усердие и достижения, безусловно, нужно. Однако если говорить о выполнении обычных домашних дел, то здесь будут уместны не поощрения, а умеренное выражение благодарности. Важно дать малышу понимание того, что делать уборку нужно не для того, чтобы получать похвалу, а потому что это норма для каждого человека.
- Учите малыша самостоятельно принимать решения, обращаясь за ни к кому за советами.
Не пресекайте первые проявления самостоятельности. Если сегодня кроха хочет надеть именно эту футболку, то пусть он ее надевает. Это должен быть полностью его выбор. При решении важных семейных дел интересуйтесь мнением юного члена семьи. Периодически спрашивайте у малыша, какую пищу он хотел бы употребить во время завтрака, обеда или ужина.
- Четко формулируйте предъявляемые ребёнку требования.
Например, если малыш после чаепития не убрал за собой фантики или пустые упаковки от сладостей, то вместо «соблюдай на столе чистоту» лучше сказать ему «убери за собой мусор».
- Не повышайте голос.
Никогда не ругайте малыша за безответственность, а рассказывайте ему о том, как можно использовать время с выгодой для себя. Объясните крохе, что если своевременно и быстро выполнять свои дела, то потом можно отдыхать большую часть дня и делать только то, что хочется.
Очень часто взрослые сами подавляют инициативность своих детей, не давая им выполнять работу по дому только потому, что за неумелыми малышами в любом случае придется все переделывать. Однако родители должны позволять своему ребёнку делать ошибки, ведь они, по сути, являются важными инструментами, с помощью которых кроха и будет совершенствовать свои навыки. Проявляйте понимание и терпение, и никогда не говорите своему чаду «у тебя не получится», потому что первое время у него, действительно, не будет получаться. Близкие люди должны поддерживать малыша, пока он оттачивает свои умения, а не прививать ему неуверенность и нежелание что-либо делать. Лучше просто давать советы, но не вмешиваться.
Помните, что регулярные запреты и жесткое ограничение свободы ребёнка подавляют его личность, в результате чего малыш может вырасти слабовольным и бесхарактерным человеком. Постепенно ослабляйте контроль над действиями малыша, верьте в него и искренне радуйтесь первым успехам своего чада.