Еще недавно ребёнок с нетерпением ждал первого сентября, а спустя некоторое время не хочет идти в школу и делать домашние задания — знакомая ситуация для многих родителей. Что происходит с учеником после знакомства со школой? Что такое адаптация, и какие периоды протекания она имеет? Как помочь первокласснику пережить стресс, связанный с новой для него средой — школьной жизнью?
Ребёнок в стрессе
Первоклассники находятся в психологическом стрессе почти всегда, когда знакомятся со школой. Для ребёнка в это время все является новым: учитель, одноклассники, обязанности, режим. Он физически и психологически устает от обилия информации, новых правил, законов, общения. Поэтому не стоит предъявлять к нему слишком высокие требования, а нужно постараться помочь приспособиться к новой жизни. Как это сделать?
- С первых дней поступления в школу, нужно передавать ученику позитивное отношение к ней. Это значит, что, если он приходит домой без настроения, то, родители могут показать ему, что ничего страшного не произошло, помочь пережить трудности, настроить на радостный лад.
- В первом классе ребёнок будет совершать много ошибок, ведь, он только учится учиться. Родителям нужно быть терпеливыми к тому, что буквы и цифры станут ровными не с первого раза, в словах будет много ошибок, и возможно, школьник не сразу станет понимать учебные задачи, даже, если они очень простые.
- Общаясь со школьником, следует отталкиваться от его темперамента. Все дети по-разному реагируют на стресс: холерики могут стать агрессивными, сангвиники сделают вид, что ничего не случилось, однако, отношение к учебе у них будет равнодушное, и они станут стараться избегать ее, дети меланхоличного склада склонны расстраиваться из-за любого замечания учителя или родителя. Флегматикам бывает трудно привить интерес к учебе, особенно, если им не понравилось в школе или они чувствовали себя там дискомфортно.
- Каждый родитель должен быть рядом с ребёнком, учитывая особенности его характера. Важно дать понять ученику, что его понимают, поддерживают и готовы помочь.
Как дети усваивают информацию?
Желание ходить в школу и снижение уровня стресса во время адаптационного периода школьников зависят от усвоения ими информации. Чем легче и интереснее ребёнку на уроках, тем велика вероятность того, что вскоре он перестанет переживать, волноваться и его школьная жизнь наладится. Канал восприятия информации у каждого ребёнка разный. Важно, чтобы о его особенностях знал классный руководитель и учитывал во время обучения.
Кинестетический тип.
Дети этого типа запоминают информацию через активное участие в процессе обучения. Такого ребёнка видно по активной жестикуляции. Процесс обучения для них необходимо совмещать с какой-либо деятельностью. Это может быть подчеркивание слов, использование счетных палочек или других наглядных материалов. Кинестетикам необходимо движение. Хорошо, если учитель во время урока будет давать такому ученику разные задания, например, раздать тетрадки, вытереть доску. Если мама будет заставлять его сидеть смирно, пока он не выполнит задание, то ничего хорошего не добьется. Он просто ничего не запомнит и, еще хуже, потеряет интерес к учебе. Со временем, ребёнок научится контролировать свое поведение согласно нормам.
Визуальный тип.
Дети хорошо усваивают новый материал, когда хорошо видят его. Им нравится рассматривать картинки в книжках, они любят смотреть мультфильмы. Часто, такие дети во время урока что-то автоматически рисуют. Это помогает им лучше сосредоточиться. Информация учениками запоминается лучше, когда она сопровождается таблицами, рисунками. Можно использовать обучающие видеоролики или программы.
Аудиальный тип.
Такой тип людей лучше усваивает информацию через слушание. Дети очень многословны, у них хорошая память на факты, имена. Они любят, когда им на ночь читают или рассказывают сказки. Для усвоения информации они нуждаются в тишине и спокойствии. Даже тихий разговор в другой комнате может отвлекать их внимание. Таким детям полезно слушать объяснения родителей, аудиозаписи занятий.
Проблемы в первом классе у ребёнка
Какие проблемы в первом классе усиливают стресс или провоцируют его появление?
- Первоклассник не умеет сосредотачиваться на одном. В данном случае, нужно развивать познавательные процессы — память, внимание, восприятие, мышление, воображение. С ребёнком, которому недавно исполнилось 7 лет, лучше делать это через игру. Игры на внимательность — лучшие помощники для того, чтобы научить школьника долгое время думать об одном предмете.
- Ребёнку требуется помощь и контроль со стороны родителей, даже, в решении простейших задач. Родителям не стоит бросать первоклассника и ждать, чтобы он делал все домашние задания сам. Ребёнок в это время еще очень сильно нуждается в помощи и поддержке взрослых. Некоторые дети избавляются от стресса, у них повышается мотивация к учебе только от того, что мать или отец первое время просто сидят рядом, пока они занимаются.
- Низкий уровень усидчивости — ученику трудно сидеть на одном месте долгое время и заниматься одним делом. В таком случае, полезно чередовать умственную активность с физической — ребёнок 15 минут позанимался, затем сделал легкую зарядку, потанцевал, попрыгал и снова сел за уроки.
- Первоклассник хочет играть с игрушками, вместо того, чтобы писать буквы и учить правила. Если совсем нет интереса к учебе, то, стоит задуматься над тем, как развить его. К каким игрушкам и занятиям тянется школьник, вместо обучения? Может быть, это конструктор? Кисти, краски? Или он ни дня не может прожить без спорта? В таком случае, родителям стоит задуматься над тем, как связать учебу с любимыми увлечениями ребёнка.
Рекомендации родителям
- Ребёнок должен знать, что делать уроки — это его ответственность. Хорошо, если тетради, пеналы и другие школьные принадлежности будут интересными, яркими — тогда школьнику было интересно погружаться в учебный процесс.
- После школьных уроков, необходимо дать первокласснику время отдохнуть, поиграть, побегать. Уроки желательно делать не поздним вечером, так как способность усваивать информацию в это время снижается. Начинать надо с самого трудного предмета. Если ребёнок сам не справляется, то нужно помочь ему. Обязательно нужно хвалить за хорошее выполнение задания.
- Если на домашнюю работу ребёнок затрачивает много времени, то, необходимо помогать ему, чтобы выполнение уроков его слишком не утомляли.
- Родители, также, должны следить за эмоциональным состоянием школьника — если он стал тревожным, плаксивым, замкнутым или агрессивным, возможно, стресс превратился в психоэмоциональное нарушение и требуется консультация детского психолога.