Психология цвета начала развиваться относительно недавно. Но влияние разных цветов на человека люди замечали еще в древние времена, наделяя цвета солнечного спектра особенным смыслом. Правда, в различных культурах один и тот же цвет мог символизировать разные чувства и явления, но очень часто эта символика совпадала.
По мере развития науки появились данные о том, что цвет обладает не только психологическим, но и вполне ощутимым действием на физиологическом уровне. Это воздействие можно зафиксировать и измерить.
Воздействие цвета на организм человека
Ощущение цвета вызывают световые волны различной длины. Вступая во взаимодействие со структурами глаза, эти волны создают нейронные импульсы, которые вызывают возбуждение определенных участков мозга. В свою очередь, мозг посылает импульсы в периферическую нервную систему.
Под действием красного цвета происходит повышение АД, увеличивается частота сердечных сокращений и дыхания, возникает ощущение тепла. Синий цвет, напротив, успокаивает: артериальное давление становится ниже, снижается и уровень стресса, зато повышается сила и выносливость.
На эмоциональном уровне действие цветов зависит от культурной среды, в которой воспитывался человек, но общие тенденции прослеживаются.
Цвет и эмоции
Психология цветов успешно применяется в самых разных сферах человеческой деятельности, причем нередко люди делают это интуитивно, не осознавая причин своего выбора.
Почему скромная целомудренная девушка не наденет на вечеринку огненно-алое платье? Потому что это цвет соблазнения, энергии, вызова, агрессии, и одновременно — созидающей силы любви и страсти. Красный цвет будет преобладать в оформлении спальни активного человека, красный цвет предпочитают доминантные личности, холерики и экстраверты. Если оформить в красных тонах столовую, это вызовет повышение аппетита. Поэтому, если нужно начать борьбу с ожирением и сесть на диету — лучше сначала изменить интерьер возбуждающе красной столовой или кухни на более спокойные и холодные тона.
Желтый цвет беспокоит. В разных культурах он считается символом обмана и измены, но одновременно — это цвет богатства, урожая, золота, цвет солнца и достатка. Это самый заметный цвет из всего спектра, поэтому его, наряду с красным, применяют там, где нужно привлечь внимание.
Синие и голубые тона успокаивают. Замечено, что в помещениях, где преобладают оттенки голубого светло-синего цвета, производительность труда выше, а переговоры более результативны.
Зеленый — цвет здоровья, спокойствия, надежды и безопасности, символ природы. В светло-зеленых тонах оформляют помещения, предназначенные для детей и медицинские учреждения.
Фиолетовый цвет угнетает и вызывает усталость и ощущение тяжести. Фиолетовый чемодан покажется тяжелее светло-желтого при одинаковом весе.
Белый цвет, включающий в себя все цвета спектра, воспринимается как символ чистоты, пустоты, открытости, правды, законности. У некоторых народов белый цвет символизирует радость и свет, у других это символ смерти и скорби.
Черный цвет обладает угнетающим действием. Он тяжелый, мрачный, таинственный и неприступный, поглощающий, закрывающий. Черный цвет и психология человека обычно связаны понятием смерти, траура, беды. Но в одежде черный цвет используется очень часто и любим многими. Это связано с тем, что черный цвет визуально стройнит. Не зря Коко Шанель создала концепцию «маленького черного платья», в котором любая женщина выглядит изящно.
Соединение белого и черного дает серый цвет — ровный, безликий, неподвижный. Его предпочитают люди, находящиеся в состоянии депрессии, стремящиеся избежать внимания со стороны окружающих, неуверенные в себе.
Цвет влияет и на восприятие звуков. Красный, оранжевый и ярко-желтый не зря называются «кричащими» — они активизируют центр слухового восприятия, и все звуки в окружении этих цветов кажутся более громкими. Синие тона, напротив, тормозят деятельность слухового центра. Именно поэтому общественные места, где бывает много народу и необходимо уменьшить влияние шума на нервную систему людей, оформляют в светло-синих и голубых тонах.