Никто не хочет играть с ребёнком, который жульничает, чтобы не проиграть, или с тем, кто бросает игру на полпути или плохо относится к победе других. Хотя детям обычно сложно сохранить позитивный настрой, когда дела идут не очень хорошо, но если ваш ребёнок постоянно ноет из-за возможной неудачи, дуется или не способен радоваться за других, важно вмешаться.
Для дошкольников вполне нормально устанавливать свои собственные правила во время игры, но к началу школы, а то и раньше ребёнок уже должен приобрести соответствующие социальные навыки. Мы разберёмся, почему же некоторые дети так болезненно переживают неудачи и проигрыши, и как с этим можно работать.
Типичный сценарий неудачника
Некоторым детям трудно научиться новым навыкам, особенно если у них низкая самооценка, они испытывают давление из-за необходимости быть в центре внимания или не знают, как справляться с сильными чувствами.
Типичный сценарий неудачника включает в себя следующие модели поведения. Обиженный ребёнок-неудачник может:
- Устроить истерику.
- Делать негативные замечания об игре или других детях.
- Молчать и дуться.
- Постоянно требовать реванша.
- Бросить всё на полпути, чтобы не проиграть.
- Обманывать, чтобы победить.
- Обвинять других (например, несправедливые правила).
Если вы заметили какой-либо из этих тревожных сигналов, пришло время помочь. В конце концов, дети не рождаются с эмоциональным интеллектом, им приходится учиться этому со временем.
Вот как вы можете помочь ребёнку справиться с конкуренцией и свести к минимуму болезненное ощущение постоянного неудачника!
Что вызывает болезненное чувство вечного неудачника?
Родители часто задаются вопросом, откуда это берётся. Обычно такие паттерны вызваны эмоциональным давлением в семье, например:
- Низкая самооценка (т. е. чувство неудачи или разочарования).
- Отсутствие чувства поддержки (т. е. получение постоянной осуждающей или критической обратной связи).
- Ощущение давления, требующего быть лучшим учеником или перфекционистом.
- Нет возможности научиться управлять сильными чувствами.
- Не связанный с этим направлением деятельности эмоциональный стресс — например, переезд.
Полезно поразмыслить, что же может способствовать болезненному чувству вечных неудач у ребёнка, хотя иногда это нелегко определить. Независимо от причины, важно поддерживать детей, укрепляя уверенность в себе и обучая их способам управления своими чувствами.
Как это делать?
Хвалите усилия ребёнка
Если вы хвалите своего ребенка за то, что он забил больше всего голов в футбольном матче или получил пятёрку на контрольной по математике, ваши слова могут разжечь нездоровый дух соперничества, который подкрепляет победу или стремление быть лучшим, а не доброту.
Хвалите детей за усердную работу и усилия, независимо от результата.
Вместо того, чтобы говорить: «Ты бегаешь быстрее всех», скажите: «Мне нравится, как ты сегодня болел за других детей». Укажите на его спортивное мастерство и подчеркните важность уважительного отношения к другим.
Подавайте хороший пример
Если вы кричите на судью на футбольном матче при детях или бурно радуетесь при каждой победе, ребёнок усвоит ваши привычки: это факт, подтверждённых исследованиями экспертов из National Association of Sports Officials. Не ограничивайтесь такими реакциями, оценивайте хорошие выступления другой команды, даже если вы болели не за неё. Покажите ребёнку, как относиться к другим по-доброму, независимо от счёта или отметки в табеле.
Помогите ребенку понимать свои чувства
Когда дети могут распознавать чувства печали, гнева и разочарования, они с меньшей вероятностью будут их проявлять. Расскажите ребёнку о чувствах таким образом, чтобы помочь ему развить здоровые стратегии преодоления трудностей, поскольку исследования корейских учёных из Sungkyunkwan University показывают, что это может помочь детям развить настойчивость и упорство в достижении целей.
Подтверждайте и чувства вашего ребёнка. Поговорите о том, каково это — проиграть, и дайте понять, что существуют конструктивные варианты борьбы с неприятными эмоциями.
Научите навыкам управления гневом
Обиженные неудачники часто бросают фишки от настольной игры или в ярости говорят другим гадости. Помогите ребёнку осознать, что такое поведение неприемлемо.
Научите детей, что злиться — это нормально, но причинять вред людям или имуществу неприемлемо. Потратьте время и энергию на обучение ребёнка навыкам управления гневом, таким как глубокое дыхание и счёт про себя, и хвалите, когда вы видите, что он использует эти приёмы.
Не играйте в поддавки
Иногда может возникнуть соблазн намеренно поддаться, ребёнок не обиделся. Хотя предотвращение срыва может помочь вам в краткосрочной перспективе, в долгосрочной вы не принесёте никакой пользы.
Хотя вам не нужно жестко конкурировать, избегайте намеренных поражений, чтобы пощадить чувства детей. Если вы явно позволите ребёнку выиграть, это только укрепит его уверенность в том, что он не может справиться с поражением. Каждая потеря позволяет детям практиковаться в том, чтобы не чувствовать себя неудачником.
Не обращайте внимания на истерики
Если ваш ребенок начинает плакать, топать ногами или падать на землю, не обращайте на это внимания. Игнорирование приступов гнева поначалу иногда только усугубляет их, но в конечном итоге ребёнку станет скучно, когда он увидит, что у него нет аудитории.
Не утешайте и не разговаривайте с детьми, когда они плохо себя ведут. Как только ребёнок успокоится, вернитесь к одобрению.
Практикуйте изящные победы
Обиженные неудачники обычно не являются «изящными победителями». Когда они побеждают своего противника, они выражают огромную радость, хвастаясь своей победой.
Научите ребенка проявлять доброту к другим, пожимая руку и говоря сопернику: «Хорошая игра» или «Спасибо, что играл со мной». Помогите ребёнку сосредоточиться на радости от игры, а не на том, кто выиграл или проиграл.
Продолжайте работать над социальными навыками
Возможно, вам придется чаще играть с ребёнком в настольные игры или заниматься спортом, чтобы у него была возможность практиковать социальные навыки. Хвалите детей, когда они добры и уважительны, и подчеркивайте, что вы цените обращение с людьми больше, чем результат игры.
После каждой игры, контрольной или соревновательного мероприятия рассказывайте ребёнку о том, какие усилия он прилагал и чего достиг. Укажите, что он сделал хорошо, и обсудите любые проблемы. Это — тактика, которая работает, в отличие от обычных хвалебных речей. Подробнее об этом читайте в статье «Не захвалить: как правильно хвалить ребенка и надо ли это делать?».
Использованы фотоматериалы Unsplash