Дети идут в школу. Суматоха с набором первоклассников, рейтинги учебных заведений, признаки одаренности — все это горячо обсуждаемые темы весенних месяцев. Однако реальная подготовка к учебному процессу начинается еще задолго до этого. Решающий шаг, определяющий развитие ребёнка, нужно сделать еще в раннем возрасте.
Игры и общение как важное условие развития ребёнка
Все знают о существовании детей-Маугли. Проведя семь-восемь лет вне общества, они так и не смогли научиться говорить, читать и считать. Это подтверждает выводы специалистов о том, что человеческий мозг формируется еще с раннего детства. Поэтому развитие ребёнка должно начинаться с самого младенчества. Никто не говорит о том, чтобы усадить годовалого малыша за парту. Речь идет о непринужденном обучении, вернее даже сказать — обучающем общении. Что это значит?
Дети чуть ли не с первых дней жизни начинают проявлять интерес к внешнему миру. И нужно просто дать им возможность удовлетворить свою любознательность. Можно в пределах досягаемости малыша раскладывать разные предметы, различающиеся по форме, запаху, цвету и фактуре. Они дадут ему тактильные, зрительные, звуковые и обонятельные ощущения. И непременно нужно играть с ребёнком, объясняя, что это за предметы и как с ними следует обращаться.
Ребёнку необходимо общение и объяснение. Например, на прогулке желательно рассказывать малышу обо всем на свете — о цветах, запахах, переменах погоды и смене времен года. Нужно обращать его внимание на то, как идет снег, распускаются или опадают листья. Пусть прогулки с ребёнком станут для него путешествием в окружающий мир. Такие мамины уроки гораздо лучше усваиваются, чем занятия по различным методикам. Только не стоит давать ребёнку знания, которые не будут ему нужны в ближайшем будущем — он их, скорее всего, просто забудет.
Речевое развитие ребёнка во многом зависит от того, как с ним разговаривают взрослые.
Дети должны слышать исключительно правильную речь — никаких сюсюканий и исковерканных слов. Желательно использовать несложные предложения, жестикуляцию и мимику для придания словам большего веса — так малыш скорее усвоит речевые обороты. Нужно задавать как можно больше вопросов: «Тебе не кажется, что рыбки хотят есть? Давай будем их кормить». Нужную информацию следует предлагать ребёнку не в форме поучений, а при помощи беседы и объяснения. Вместо: « Я тысячу раз тебе говорила — не бери в рот землю» лучше сказать: «Не стоит есть землю, там много бактерий и у тебя может от этого заболеть живот». Дружелюбный тон пробуждает любопытство, в то время как негативные интонации его подавляют.
Творчество и музыка в раннем возрасте детей
Даже самым маленьким детям нужно читать. Годовалый возраст детей — подходящее время для начала таких занятий. Благодаря им становится богаче словарный запас малыша, развиваются его языковые, а также мыслительные способности. Мозг ребёнка начинает активную обработку услышанного и вся информация остается в нем. С малышами постарше нужно обязательно обсуждать прочитанное.
Ученые утверждают, что даже неосознанное восприятие приятной музыки стимулирует память и активизирует творческое развитие ребёнка. Хорошо будет, если малыш научится играть на каком-либо музыкальном инструменте. Это нужно вовсе не для той цели, чтобы он стал скрипачом или пианистом. Уроки музыки способствуют развитию не только музыкальных, но и иных способностей, например, математических, а также лингвистических. Известно также, что музыкальным людям легче изучать иностранные языки.
Любое творчество: рисование, вырезание, лепка из пластилина, аппликация, собирание пазлов —очень важно для развития мелкой моторики. Главное — дать ребёнку все, что ему для этого нужно и не мешать его самовыражению. Ни в коем случае нельзя критиковать результаты творчества малыша, тогда он не утратит интерес к этому и сможет лучше проявить себя.
Значение двигательной активности для раннего возраста детей огромно. В движении они тоже познают окружающее пространство. Недаром психологи утверждают, что «ребёнок размышляет телом». Такие понятия пространства, как выше-ниже, вправо-влево, впереди-сзади и прочие дети лучше понимают, выполняя соответствующие движения — высоко подпрыгивают, низко наклоняются, поворачиваются из стороны в сторону. Особенно полезными являются занятия физкультурой на свежем воздухе.
Дошкольный возраст: участие родителей в психологической подготовке детей
Сейчас во многих школах настаивают на том, чтобы дети умели читать, а также считать до школы. Однако не в меньшей степени важной задачей является правильный психологический настрой ребёнка, а также развитие всех смежных с учебой способностей, например:
- Произвольное внимание — способность концентрироваться на вещах, не вызывающих в данный момент интерес, делать то, что плохо получается либо надоело. Для этого следует научить малыша не оставлять начатое дело, а заканчивать его. Помимо того, нужно давать детям время на индивидуальные занятия, когда они сами могут себя занять.
- Дети должны понимать причинно-следственную связь, то есть логику. Например, если малыш видит на одном рисунке снег и солнышко, а на другом — солнце и растаявший снег, то он должен понимать, что второй рисунок следует за первым, так как солнце — это причина таяния снега. Это означает, что малыш должен научиться выделять причину и следствие, то есть уметь отвечать на вопросы: «Почему?» Для этого нужно обсуждать с ним прочитанные сказки, выяснять, что там случилось и по какой причине.
- Развитие речи — способность выражать собственные мысли, а также вопросы. Ничто не принесет больше пользы для развития речевых навыков, чем общение с малышом. Нужно больше разговаривать с ним, читать сказки, объяснять непонятные слова, давать ответы на все интересующие его вопросы.
- Для того, чтобы тренировать память, нужно учить с ребёнком стихи, обсуждать произошедшие за день события, вспоминать более ранние происшествия.
- Способность классифицировать, выделяя определенные признаки. У детей дошкольного возраста это в основном сводится к умению сортировать предметы по определенным группам (мебель, фрукты, животные), выбирать определенные цвета, формы и так далее.
- Умение следовать инструкциям — способность слышать преподавателя и выполнять его требования. Это умение развивается в обычной жизни ребёнка, когда его просят выполнить какие-то действия. Ребёнок обучается следовать инструкции, когда выполняет последовательно сразу два либо три дела.
- Мелкая моторика — это умение держать ручку или карандаш и совершать пальцами всякие мелкие действия. Для этого ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, выполнять все, что можно делать руками.
- Желание ходить в школу, психологический настрой и формирование позиции школьника. Это означает, что ребёнок должен понимать, что представляет собой школа и что он желает там учиться. В первую очередь родители должны сами сформировать у себя позитивный настрой к школе. В случае, если взрослым школа не нравится, малышу тоже передастся это настроение. Еще один важный момент — поддержание любознательности, а также активности ребёнка. Дошкольный возраст детей характеризуется желанием самостоятельно во всем разбираться. И если им не мешать, а наоборот, поощрять и поддерживать, они будут готовы к школе.
Гармоничное развитие ребёнка неизбежно приводит к тому, что к семи годам он будет готов ходить в школу. Тем не менее, нужно уделять этому внимание, потому как в современном мире существует огромное количество разной информации и стимулов. Ребёнок рискует во всем этом потеряться и чтобы этого не произошло, ему нужна помощь в воспитании основных навыков, необходимых для успешной учебы.