Когда ребёнок идет в первый класс, вся семья сталкивается с жизненными переменами. Радостное волнение в предвкушении новой самостоятельной жизни сменяется учебными буднями, которые порой наполнены трудностями. Специалисты называют данный период кризисным. Психологи и педагоги издают множество трудов на тему, как подготовить не только детей, поступающих в первый класс, но и их родителей, к школьной жизни.
Кроме изменений на физическом и психическом уровнях ребёнка, изменению подвергается также и его сфера отношений с окружающими. Подрастая, он обзаводится новыми знакомыми — как взрослыми, так и сверстниками, пробует новые способы поведения и общения, осознает себя в новых ролях. Ребёнок растет, понимая, что является теперь не только сыном или дочерью, но также другом, товарищем, учеником большого класса, частью коллектива и общества.
Первая учительница — человек, который в буквальном смысле берет его за руку и ведет в новый и незнакомый мир — знаний, способностей, достижений, общения. От отношений ребёнка с педагогом во многом зависит то, как станет развиваться его психика, сможет ли он проявить свои таланты, научиться общаться, преодолевать препятствия, обучаться.
Отношения с педагогом могут стать своего рода фундаментом новой жизни вчерашнего дошкольника. Что нужно знать родителям, когда они отдают ребёнка в первый класс? Как правильно построить отношения с учительницей? И почему важно, чтобы она была для детей не только наставником, но и другом? Ответы в этой статье.
Как меняется психика детей перед школой
Дошкольники — радостные, эмоциональные, подвижные — живут игрой. Ребёнок перед поступлением в школу должен обладать психологической готовностью к обучению. Она заключается в способности психики понимать и перерабатывать информацию, уметь строить общение с разными детьми, воспринимать инструкцию от педагога и владеть навыками самоконтроля.
Дети, поступающие в первый класс, еще вчерашние шалуны. Они не теряют своей эмоциональности и подвижности, так же восприимчивы, любознательны и активны. От ребят дошкольного возраста они отличаются тем, что приобретают навык самообладания, могут лучше управлять процессами своего поведения, вовремя останавливаются, легче переключаются с одной деятельности на другую.
Психика ребёнка в младшем школьном возрасте запускает развитие таких процессов, как повышение концентрации внимания, способность заниматься одним делом продолжительное время, стремление не только познавать новое, но и выносить из него собственный опыт.
Развитие ребёнка в первом классе
Поступление в школу — стресс для ребёнка. Еще вчера в его обязанности не входило каждый день интенсивно получать знания, выполнять домашнее задание, брать на себя ответственность за свои действия в полной мере. Поэтому, чтобы развитие ребёнка проходило благополучно, важно делать переход из дошкольного детства к школьному плавным. Педагоги, которые работают в начальной школе, понимают это. Поэтому уроки в первом классе носят многоуровневый характер, отличаясь игровыми моментами, расслабляющими и подвижными упражнениями. Это позволяет детям сохранять сосредоточенность на занятиях и не уставать.
Развитие ребёнка в первом классе — это не только его интеллектуальная готовность учиться, но также и формирование отношения к окружающему миру. И тот, и другой процесс во многом зависят от того, как ребёнок будет взаимодействовать с первой учительницей.
Ребёнок и первая учительница
Первая улыбка, первые слова взрослого ученику, эмоциональная реакция на его поведение, внимательное отношение являются основой формирования самооценки первоклассника.
Отсутствие авторитета у учителя не будет способствовать запоминанию детьми обучающих и дисциплинарных правил. Авторитет зарабатывается личным примером и твердостью требований.
Соблюдение принципов индивидуального подхода к каждому ребёнку, эмпатические навыки, баланс поощрения и порицания, объективная оценка знаний ученика, любовь к детям, забота об их здоровье — главные составляющие личности педагога, который в силах помочь обеспечить полноценное развитие ребёнка.
Школа — это то место, где дети приобретают навыки социализации, получают опыт общения, не всегда положительный. От того, как грамотно учитель сумеет разрешить детские конфликты, зависит их общение между собой и отношение каждого к своей личности.
Первоклассник, по сути, еще маленький ребёнок, который не все проблемы может решить самостоятельно. Важно, чтобы педагог отвечал на вопросы детей, когда они нуждаются в этом, умел снять тревогу и страх, успокоить, поддержать, вселить уверенность.
Как родители могут помочь детям
Важность первой учительницы в жизни первоклассника не преувеличена. Родители перед поступлением детей в школу должны не только обеспечить организационные вопросы, но и позаботиться о том, чтобы спрогнозировать хороший контакт ребёнка с педагогом заранее. Для того чтобы это сделать, можно воспользоваться рядом рекомендаций.
- В настоящее время во многих школах действуют подготовительные курсы, где дети и учителя имеют возможность познакомиться друг с другом, наладить контакт.
- Хорошо, если не только ребёнок сблизится с учителем, но и родители — расспросите педагога об образовательной программе, по которой будет учиться первоклассник, основных требованиях или поделитесь своими опасениями. Так вы получите возможность не только познакомиться поближе с учителем, но и снизить собственную тревожность.
- Будьте открыты и откровенны — не скрывайте личностных и психологических проблем ребёнка от педагога. В тандеме с ним удастся найти самый оптимальный и эффективный путь для воспитания и развития первоклассника.
- Когда имеет место ситуация конфликта, избегайте в присутствии школьника отзываться об учителе в негативном ключе. Если ребёнок станет свидетелем таких разговоров, авторитет учителя в его глазах потеряется безвозвратно и качество обучения тоже может пострадать.
- Расскажите ребёнку о важности первого учителя в его жизни. Он должен знать о том, что к педагогу можно и нужно обращаться по любому вопросу, в процессе обучения. Это не только поможет сохранить безопасность ребёнка в школе, но и позволит ему выстроить доверительные отношения с учителем.