Велосипедные прогулки – это полезно. Любой врач подтвердит, что регулярные «покатушки» снижают риск развития сахарного диабета 2 типа, ишемической болезни сердца и инсульта. Но есть мнение, что специфика посадки велосипедиста и анатомия велосипедного седла могут оказывать негативное воздействие на контактирующие с ним органы, а также на простату. Поговаривают даже, что чрезмерно увлеченные велосипедисты не зря предпочитают прогулки в обществе своего «железного коня» общению с представительницами прекрасного пола... MedAboutMe выяснял, какова доля истины в байках о половых и иных проблемах мужчин-велосипедистов.
Велосипед и физические неудобства
Среди распространенных физических неудобств, которые регистрируются со слов любителей велоспорта – временное онемение гениталий, что вызвано длительным ухудшением кровоснабжения из-за передавливания сосудов и нервов. Причем показано, что онемение половых органов чаще развивается у тех, кто ездит сидя и с низко поставленным рулем, и реже у тех, кто ездит стоя.
Из-за ухудшения кровотока наблюдается повышенная склонность к инфекциям половых органов и травмам уретры, приводящим к образованию стриктур и, как результат, к ее сужению.
Наконец, трение промежности о седло на протяжении длительного времени может привести к образованию так называемого «третьего яичка» – фиброзной кисты, которая лечится хирургическим путем.
Но все эти вышеперечисленные проблемы в целом встречаются нечасто. А более всего мужчин-велосипедистов волнует вопрос влияния поездок на велосипеде на их половую функцию и здоровье предстательной железы.
По данным исследований 2005-2007 гг., 82% велосипедистов, погибших на дороге или получивших тяжелые травмы, были мужчинами. В среднем, представители сильного пола на велосипедах погибают в 1,4 раза чаще и в 1,7 раза чаще получают серьезные травмы, чем женщины-велосипедистки. Это объясняется, в частности, тем, что мужчины в целом ездят более рискованно. Так, в 2013 году голландские ученые показали, что женщины чаще ездят на велосипедах с фонарями и намного реже пересекают железнодорожные переезды на запрещающий сигнал светофора, чем мужчины.
Единственное, в чем женщины (британки) «обогнали» мужчин – это столкновения с грузовиками: дамы в 2 раза чаще умудрялись попасть в такие аварии, чем мужчины. Ученые объясняют это тем, что женщины реже едут на красный свет и поэтому чаще попадают в слепую зону больших автомобилей, а также тем, что женщины предпочитают обгонять грузовики с той стороны, которая удалена от водительского сидения, подвергая себя большему риску.
Велоспорт и болезни простаты
В 2014 году ученые из University College London опубликовали данные наблюдений за более чем 5 тысячами мужчин-велосипедистов, которые приняли участие в исследовании Cycling for Health U.K. Study. Обследование участников не показало никакой связи между еженедельным временем, затрачиваемым на велопрогулки, и вероятностью развития бесплодия. Даже те, кто каждую неделю катался более 8,5 часов, не ощутили негативного влияния велоспорта на свою фертильность и половую жизнь.
Но и о полной безопасности велосипеда для здоровья мужчин врачи говорить не стали. У велосипедистов был обнаружен повышенный уровень простат-специфического антигена (ПСА) – это белок является одним из маркеров рака предстательной железы.
Правда, медики объясняют это тем, что при слишком продолжительной езде на велосипеде происходит давление на простату. Это может приводить к временному ее воспалению и повышению уровня ПСА. То есть, если у заядлого велосипедиста выявили повышенный уровень ПСА, то не обязательно немедленно впадать в панику – возможно, это не рак, а велосипед. Следует не кататься 48 часов, а потом повторно сдать анализ.
А вот для группы, которая ездила более 8,5 часов, были обнаружены довольно выраженные ассоциации с повышенным риском рака предстательной железы, особенно для мужчин старше 50 лет. По расчетам врачей, если они ездят более 8,5-9 часов каждую недель, то вероятность развития рака простаты для них увеличивается в 6 раз. Исследователи указывают, что хорошо бы провести дополнительные исследования на эту тему.
Все хорошо в меру. Велосипед в разумных пределах полезен для простаты. Велопрогулки по 5 часов в неделю или регулярные занятия другими видами спорта снижают риск развития аденомы простаты на 30-50% по сравнению с ситуацией, когда физические нагрузки занимают менее 2 часов в неделю.
Кстати, мужчины, работающие «руками» – на стройке, например – на 30-40% реже страдают от аденомы простаты, чем «офисные хомячки». А те, кто торчит перед телевизором или компьютером 5 и более часов в день, получают этот диагноз в 2 раза чаще, чем те, кто этого не делает.
Велопрогулки против импотенции
Вопрос влияния велоспорта на половые функции велосипедиста изучался неоднократно. И вот в 2018 году были опубликованы данные, полученные учеными из University of California в Сан-Франциско, о том, что велосипед не только не вреден — напротив, он даже увеличивает половые способности спортсменов.
В исследовании ученые наблюдали за 2,8 тысячи велосипедистов, почти 800 бегунами и 540 пловцами, причем особое внимание в группе велосипедистов уделялось участникам, которые за неделю проезжали не менее 40 км и катались не реже трех раз в неделю. Оказалось, что в плане либидо и фертильности (способности к зачатию ребёнка) велосипедисты ничем не уступают пловцам и бегунам. Более того, у любителей велоспорта из группы повышенной интенсивности способности к половым контактам были даже выше средних показателей.
По крайней мере, по этому поводу велосипедистам и их половым партнершам можно не переживать.
Советы врачей велосипедистам
Использовать седло с прорезями и загнутым вниз носом – это позволит снизить давление на промежность, нервы гениталий и на мочеполовые органы. Вверх седло лучше не наклонять, чтобы избежать дополнительного давления.
- Высота седла должна быть такова, чтобы нога не совсем распрямлялась, когда педаль находится в нижней точке.
- Руль следует поднять, чтобы перевести туловище в более вертикальное положение.
- Между велосипедной рамой и промежностью должно быть не менее 5 см – это сведет к минимуму риск травмирования при падении или соскакивания цепи со звездочки.
- Для комфортной поездки лучше использовать велосипедные шорты с мягкой подкладкой.
- Ну и для полноты картины и общей безопасности кататься надо в шлеме.