Многие из нас привыкли думать, что любовь к клумбам и грядкам приходит только с годами и почтенным возрастом. Но в действительности так называемая «тяга к земле» существует независимо от возраста, и более того: занятия садоводством не только приятны, но и полезны. Читайте об этом в статье MedAboutMe.
Лечебные клумбы
Собственно говоря, эта идея совсем не нова: еще в 19 веке врачи предписывали в качестве восстановительных процедур занятия садоводством. А в нашем продвинутом 21 веке это стало более чем актуальным: жизнь становится все более напряженной, все больше концентрируется в городах — «каменных джунглях»,
Контакт с природой, с животными и растениями полезен для физического и психического здоровья, это общепризнанный факт. Но урбанизированное общество лишает людей этого контакта: большинство горожан не имеют доступа ни к земле, ни к природе в том количестве, какого требует их состояние. Между тем, занятия садоводством могли бы не только помочь в облегчении симптомов некоторых серьезных заболеваний, но и предотвращать их.
Профессор Лэнг принимает участие во внедрении в Лондоне программы Lambeth GP Food Co-operative, в рамках которой при больницах, а также на улицах города организуются сады, в которых люди могут выращивать цветы, овощи и фрукты. По мнению врачей, это особенно полезно тем, кто страдает различными хроническими заболеваниями: бронхиальной астмой, артритом, сахарным диабетом, а также различными возрастными недугами.
Те, кто принял участие в этой программе, отмечают, что, занимаясь садовыми работами, они забывают о бытовых и рабочих проблемах, получают возможность абстрагироваться от неприятностей и тревог, погрузиться в блаженное состояние умиротворения и вдохновения. Многие сравнивают «копание в земле» с тем удовольствием, которое художники получают от процесса живописи, музыканты — от исполнения любимого произведения.
Экспериментальные исследования обнаружили убедительные доказательства связи между пребыванием в естественной среде и восстановлением после физиологического стресса и умственной усталости. Фактически, пребывание в естественной среде защищает людей от воздействия факторов стресса и обеспечивает физиологическое, эмоциональное восстановление и восстановление внимания. Природные места, позволяющие возобновить адаптационные ресурсы личности для удовлетворения потребностей повседневной жизни, называются восстановительными средами. Таким образом, пребывание в саду, занятия, связанные с выращиванием растений и уходом за ними уменьшает негативные последствия стресса, улучшает настроение, помогает расслабиться. Более того, терапевтическая работа в саду позволяет даже восстановить снижение когнитивных функций, связанное со стрессом.
Теория восстановления внимания
Состояние увлеченности, в котором время словно останавливает свой бег, называют «потоком». Именно «в потоке» человек входит в состояние единства с миром, которое позволяет невероятно эффективно восстанавливать силы, избавляться от усталости и угнетенности рутиной или накопившимися проблемами.
Одним из важных аспектов взаимодействия между человеком и окружающей средой является восстановление внимания, энергии и самих себя в процессе наблюдения за природой и единения с ней.
В 1989 году психологи Рейчел и Стивен Каплан разработали теорию восстановления внимания (Attention Restoration Theory, или ART), исходя из предположения, что на пути к восстановлению человек проходит четыре ступени:
- прекращение мысленной суеты;
- умственная релаксация;
- мягкое увлечение;
- восстановление.
На первом этапе постепенно успокаиваются и исчезают привычные беспокойства и тревоги, течение мыслей становится плавным и неспешным. На втором этапе фокус внимания смещается с внутренней тревоги на совершаемые действия, на внешние объекты — землю, цветы, деревья, птиц, ветер, шелест листвы. Тем временем внутренние ресурсы восстанавливаются — и это третий этап. А затем приходят спокойные мысли о главном в жизни, заново расставляются приоритеты, устанавливаются цели, а при необходимости — «фиксируются убытки», после чего можно идти дальше.
Другими словами, ART предлагает сначала абстрагироваться от привычной среды, полной проблем, затем сместить фокус внимания на не травмирующие и не беспокоящие объекты — растения, цветы, природу, а затем получить удовольствие и от успокоения мыслей, и от самого занятия.
Теория Капланов была проверена различными исследованиями, и они подтвердили ее обоснованность. В ходе экспериментов сравнивались результаты нескольких групп участников. И неизменно показывали лучшие результаты участники, проводившие больше времени в естественной среде: они справлялись с предлагаемыми задачами быстрее и эффективнее, чем те, кто просто слушал музыку или гулял по городским улицам.
Другие исследования показали еще более важные результаты: например, в эксперименте, проведенном в 1993 году Б. Симприх, участвовали пациенты, проходившие лечение рака молочной железы. Те, кто проводили больше времени в контакте с природной средой, восстанавливались быстрее, раньше высказывали готовность вернуться к работе и к участию в новых проектах, оценивали качество своей жизни выше.
Другие исследования находили взаимосвязи между общением с природой и различными важными аспектами, связанными с восстановлением здоровья. Например, красивый вид за окном пациента помогает ему лучше справляться с болью и выздоравливать с меньшим количеством лекарств. А в исследовании американских ученых из Университета Флориды, результаты которого были опубликованы в 2022 году, было доказано, что занятия садоводством помогают улучшить психическое самочувствие как больным, так и здоровым в целом людям, снизить уровень стрессового давления, тревожности и повысить качество жизни.
Но, безусловно, это направление требует дальнейшего, более глубокого изучения.
Дети и цветы
Давно известно, что общение в природой оказывает благотворное воздействие на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Но не только: взаимодействие с живой природой очень важно для развития ребёнка в целом.
В частности, садоводство и огородничество применяется в системе Монтессори. Отбор и посадка семян, копание и прополка, полив растений и сбор урожая помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, воспитывать внимательность и ответственность. Малыши развивают память, учатся делать выводы, наблюдая за тем, как растут и развиваются растения.
Запоминание и произнесение названий растений и совершаемых действий развивает речь. Счету ребёнок учится тоже: ведь необходимо подсчитать количество семян, воды, необходимой для полива, дни, которые пройдут от посева до всходов, от всходов до цветения и созревания.
А еще дети учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
Попутно можно развивать и творческие наклонности, устраивая красивые грядки и клумбы, расписывая и украшая горшки.
И, разумеется, ребёнок получает экологическое воспитание. Вырастив собственноручно цветы или деревца, малыш научится относиться к ним и к природе в целом бережно и с уважением.
Еще несколько доводов в пользу садоводства
Копание в земле способно оказывать на мозг действие, сравнимое с антидепрессантами. Исследователи из Великобритании высказали предположение, что «повинны» в этом почвенные бактерии, способные активировать нейроны, ответственные за выработку серотонина. Бактерии попадают в организм вместе с вдыхаемым воздухом, как предполагается. Правда, в экспериментах принимали участие только лабораторные мыши: дачников вдыхать почвенные бактерии не заставляли. А мышки и в самом деле чувствовали себя лучше, если им предлагали возможность контактировать с почвой.
Садоводство предполагает нахождение на свежем воздухе, чего так не хватает многим современным людям. И физическую нагрузку тоже. Например, всего 30 минут работы граблями сжигает около 120 ккал, копание земли обычной лопатой — от 150 до 340 ккал, стрижка газона ручной газонокосилкой — до 200 ккал, с моторчиком — до 170 ккал. Фитнес-упражнения эта работа не заменит в полной мере, но может считаться кардионагрузкой.
Правда, очень важно менять виды работ, чтобы нагрузка на тело была более-менее равномерной. И еще важнее — научиться правильно выполнять движения. Копать тоже надо уметь!
О том, как избежать травм, читайте в статье «Профилактика дачных травм».