Главное желание родителей — вырастить счастливого и самодостаточного ребёнка. Но в этих стремлениях, заручившись самыми лучшими намерениями, родители могут допускать промахи. Среди всех ошибок можно выделить наиболее часто встречающиеся — именно о них расскажет MedAboutMe.
Нотации родителей, а как иначе?
Примерно с года дети начинают во всем копировать родителей. Как говорится, что ребёнок видит — ребёнок делает. Перенимать поведение и действия родителей дети могут даже в мелочах, в том числе нежелательные действия и привычки.
Дети как губка впитывают в себя все, что видят, слышат от родителей. И в дальнейшем, встав перед выбором делать так, как говорят мама или папа, или так, как делают родители, — выбор будет в пользу последнего пункта.
Самый простой пример: родители в общении между собой или в обыденных разговорах используют ненормативную лексику. Речь идет не о единичных случаях, когда эмоции сдерживать нет сил, а именно о систематическом использовании недопустимых слов в повседневной речи. Постепенно эти словечки появляются в речи ребёнка: почему бы и нет? Так говорят родители.
Иногда попытки родителей повлиять на ребёнка не оказываются успешными. Объяснения «так говорить нельзя», «это плохое слово», «так можно говорить только взрослым» — остаются не услышанными.
В памяти детей откладываются два типа событий: яркие эмоциональные или те, которые повторяются особенно часто.
Поэтому, заботясь о воспитании детей и желая вырастить полноценную личность с моральными устоями, родители должны обращать внимание на собственное поведение и при необходимости исправляться. Проще говоря, демонстрировать такое поведение малышу, какого ждут от него в последующем.
Для примера. Если родители хотят, чтобы кроха заправлял постель, чистил зубы и аккуратно складывал вещи, то нужно подавать ему личный пример. Создать такие условия для ребёнка, чтобы он даже не подозревал, что может быть иначе.
Такое поведение полезно не только для детей, но и для родителей. Воспитание детей — отличная причина пересмотреть свой образ жизни, привычки.
Нет согласия в воспитании детей
На этапе планирования ребёнка будущие родители обсуждают, «как это будет». Будущий отец пускается в мечты об играх в футбол, рыбалках, ремонте полок, мать же нередко думает о бантиках, платьях. В определенный момент родители договариваются между собой, что всегда будут принимать любые решения вместе и стараться не компрометировать друг друга. Но сказать — не значит сделать.
Самая распространенная ошибка — разные взгляды на воспитание детей. Папа может быть строгим, требовать буквально военной дисциплины, мама — идти на поощрения. Такая разница требований и подходов сказывается на внутреннем мире ребёнка. Когда мама разрешила, а папа за эти действия поругал, то у детей не могут формироваться понятия «хорошо», «плохо», что можно, а что — нет. Дети, которые находятся в непонимании того, какая реакция последует со стороны родителей — накажут их или похвалят — находятся в стрессе. В отдаленной перспективе такие действия могут вылиться в депрессию.
Еще одной ошибкой в воспитании детей является вовлечение ребёнка в личные разборки между родителями, манипуляция детьми. Иногда мать, обиженная на отца ребёнка, может пресекать общение, всячески мешать ему, выливая свои обиды на ребёнка. Такие ошибки совершают и отцы.
Даже если родители в ссоре, то выяснять отношения нужно без присутствия ребёнка. Нельзя делать детей заложниками конфликтов взрослых. В таком случае у ребёнка рушится мир, он не чувствует себя защищенным, такое поведение просто пугает. Дети не могут выбрать линию поведения, не могут формировать собственные нравственные принципы. При постоянных конфликтах при ребёнке у него создаются неправильные ассоциации. Дети начинают воспринимать такое поведение нормальным.
Оценки детей в школе
Оценки детей в школе — предмет споров. Прежде, чем ругать ребёнка, родители должны разобраться в причинах неудовлетворительной оценки. Одному ученику учитель может «натянуть» балл, другому — снизить. Конечно, такие действия не профессиональны, но, к сожалению, встречаются.
Неудовлетворительная оценка в дневнике может появиться по разным причинам: ребёнок растерялся, плохо себя чувствовал, не выспался, отвлекал сосед. Причин много. И единичная двойка в дневнике не отражает практически ничего. Главное — не оценки, а знания, которые получил ребёнок, и которые отложились в его голове.
Реакция родителей может пробудить в ребёнке желание все исправить, а может и убить желание к учебе, стараниям.
Родители все делают за ребёнка.
Нередко в обществе родителей можно слышать: «мой Андрюшка без помощи не может даже одеться, штаны «шиворот-навыворот» надевает, учебники забывает», «моя Аленка все забывает, невнимательная, и если не проконтролировать, уйдет в школу без сменной обуви» и др.
Но мало кто из родителей задумывается, что вина в таком поведении детей лежит на их плечах. Если постоянно делать все за детей, то постепенно малыши становится пассивными. Зачем стараться, если родители все сами сделают?
Главная цель воспитания детей — научить их обходиться без посторонней помощи, вырастить самодостаточную и самостоятельную личность! Родители порой не верят в силы ребёнка — малыш же маленький: как он может сам разложить свои вещи, подогреть обед или ходить самостоятельно в школу? Проще, да и быстрее самим. Но такой подход неверен. Нужно контролировать, подсказывать, только при необходимости помогать, но не делать все за ребёнка.
А вот Алеша из соседнего подъезда...
Если родители постоянно сравнивают ребёнка с другими, ставят их в примеры: «вот Алена — отличница», «Андрейка сам собирается в школу, убирает в своей комнате и гуляет с собакой», «Игоречек получил медаль на соревнованиях» и др. Если дети постепенно замыкаются в себе, то формируется комплекс неполноценности, и в тяжелых случаях даже синдром «неудачника». Такие дети нередко изначально программируют себя на неудачу, поражения, перестают верить в себя и собственные возможности.
Такой подход может разорвать связь «родители — ребёнок», стать причиной нарушения доверия. Если родители сравнивают детей в кругу семьи: «вот твой старший брат в твоем возрасте ходил сам в школу, учился хорошо и стремился поступить в музыкальную школу, а ты...», то такой подход будет стимулировать ревность между детьми, и с большим процентом вероятности это скажется на дальнейшем общении детей.
Если уж сравнивать ребёнка, то только с самим собой: «2 недели назад ты получил за контрольную пятерку, а что сегодня?», «прошлый рисунок, сыгранная соната, вчера была лучше, у тебя же получается!» Также нельзя забывать хвалить ребёнка, отмечать его успехи.