Вопрос экологической грамотности детей и взрослых стал актуальным в последние десятилетия 20 века, и не утратил своей остроты сегодня. Потребительское отношение людей к природе стало одной из причин неблагоприятной экологической обстановки в мире. Загрязняются реки, вырубаются леса, исчезают редкие виды животных. Для улучшения экологической ситуации необходимо грамотное решение вопросов на государственном уровне и осознание ценности красоты природы каждым отдельным человеком.
Важность экологической грамотности для детей и взрослых
Экологическая грамотность населения подразумевает не только модернизацию производства, но и развитие бережного отношения к природе у детей и взрослых. Каждый человек может позаботиться о животных и сохранять лес в чистоте. К сожалению, дети в России пока еще видят множество примеров потребительского отношения к окружающей среде. Взрослые отдыхают на природе, оставляя за собой кучи мусора, немалая часть которого способна отравлять почву в течение длительного времени.
Другая проблема — жестокое обращение с животными, которое пока не получает соответствующего наказания. Дети видят, что выбросить на улицу собаку или ударить кошку по-прежнему считается нормой. У многих взрослых потребительское отношение и к животным, и к окружающей среде.
Воспитание детей в любви и уважении к окружающей среде, животным и растениям — задача не только детского сада или школы, но, прежде всего, семьи. Ребёнок начинает подражать взрослым очень рано. От модели поведения, которую он усваивает у родителей, зависит его отношение к природе в будущем.
Как приучить детей ценить красоту природы?
Каждый ребёнок начинает познавать мир с окружающих предметов, пробуя их на вкус, запах или ощупь. То же самое происходит и с объектами природы — листьями деревьев, каштанами и желудями, насекомыми и домашними животными. Дошкольники и младшие школьники посещают леса и парки, чтобы познакомиться с природой поближе.
Красота природы в школе — это «живые уголки» в младших классах и уроки природоведения. Не случайно школьники делают поделки из цветов, листьев или желудей. Они помогают понять, как красив и разнообразен окружающий мир. Задача педагогов — приучить школьников заботиться о животных из «живого уголка» и бережно относиться к растениям.
Во время мероприятий по знакомству с природой родного края, педагоги также учат школьников и дошкольников бережному обращению с деревьями и цветами. Ребёнок узнает, что нельзя ломать ветки или срывать слишком много цветов, разорять птичьи гнезда или муравейники. Уроки, проведенные на природе учат его не только бережному обращению с окружающим миром, но и представлению о том, что все в природе взаимосвязано и логично.
Красота природы воспета в художественных произведениях великих русских писателей — А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, К.С. Паустовского. Из их произведений, включенных в школьную программу, ученики узнают о растениях и животных, а также о тех эмоциях, которые испытывают поэты и писатели, любуясь природой.
В старших классах школьники знакомятся с предметом «Экология». Здесь они получают представление о связи производства и потребления с окружающей средой, обсуждают актуальные экологические проблемы и пути их решения. Некоторые из них делают экологию своей профессией или хобби. Школьники посещают экологические кружки и участвуют в мероприятиях по охране природы.
Задача детских дошкольных учреждений и средней школы — предоставление подробной информации о природе и окружающем мире. Но родители и педагоги должны обучать ребёнка на собственном примере — бережно относиться к лесу, диким и домашним животным. Экологически грамотные взрослые подадут позитивный пример дошкольникам и младшим школьникам.
Что должны сделать родители и педагоги для правильного экологического воспитания детей?
Бережное отношение маленького ребёнка к природе зависит от того, насколько любят животных и растения родители. Двухлетний малыш с большим интересом рассматривает гусениц и букашек. Поэтому важно, чтобы взрослые на собственном примере научили его не причинять боль живым существам.
Если в семье есть домашние животные — собаки, кошки или грызуны, то они оказывают положительное воздействие на развитие ребёнка и становятся его друзьями. Если маленький ребёнок просит завести кота или собаку, и препятствий к этому нет, то взрослым следует ознакомить его с особенностями ухода за животным — прочесть книгу, посмотреть обучающее видео или сходить в гости к семье, в которой уже есть собака или кошка. Задача взрослых — донести до ребёнка мысль о том, что забота о животном — это большая ответственность.
Познакомиться с представителями дикой природы ребёнок может в зоопарке. Условия содержания животных должны быть максимально приближены к естественным. Но не лучшим решением будет начинать знакомство с живой природой с контактных зоопарков при торговых центрах. Нахождение в них — это стресс для животных, а условия содержание не соответствуют санитарным нормам.
Увидеть животных в естественной среде не всегда представляется возможным. Во-первых, встреча с хищником может представлять опасность для неподготовленного человека. Во-вторых, многие виды животных проживают в других странах. Узнать больше об их образе жизни можно узнать из телепередач или во время посещения зоопарка, условия в котором приближены к естественной среде обитания хищника или травоядного.
Хорошей возможностью поближе познакомиться с миром живой природы для ребёнка будет дача. Там можно наблюдать насекомых, птиц, деревья, цветы и грибы. Также ребёнок может ухаживать и за собственным огородом — выращенными самостоятельно цветами, овощами или ягодными кустарниками.
Связь с природой важна для каждого человека. Чем лучше он знаком с животными и растениями, тем бережнее он будет относиться к окружающей среде. Прививать интерес и уважение к природе необходимо с раннего детства.