Сегодня няня в семье — не такая уж и роскошь. Хотя в России не все могут позволить себе оплату услуг по уходу за детьми в отличие от Европы и США, все больше семей выбирают помощниц, которые ухаживают за ребёнком, гуляют и обучают, когда мама и папа на работе. У бабушек и дедушек не всегда есть возможность и желание проводить время с внуками, поэтому помощь няни становится настоящим спасением для тех матерей, которые хотят вернуться к работе или посвятить себе некоторое время.
Выбор няни — с чего начать?
Начинать поиск няни, безусловно, следует с четкого обозначения требований к ней со стороны работодателей, то есть родителей. Если будущая помощница будет контактировать не только с детьми, отцом и матерью, но и другими членами семьи, их мнение также необходимо учитывать. В первую очередь, семья должна четко определиться с задачами будущей помощницы, а также с набором необходимых качеств.
Каждая семья видит для себя роль няни по-разному. Для одних она — наемный работник, которого можно легко заменить в случае несоответствия требованиям, для других — еще один член семьи, друг и наставник детей. Если ребёнок проводит с ней много времени, это ни в коем случае не должно вызывать у матери чувство вины. Няня, умеющая найти подход к конкретным детям, — это еще один значимый взрослый.
Возраст, образование, навыки и личные качества помощницы — это индивидуальный выбор каждой семьи. Нередко встречаются и слишком сложные в общении заслуженные педагоги с многолетним стажем, и позитивные и доброжелательные студентки, с которыми дети прекрасно контактируют. Поэтому наличие сертификатов и даже положительных рекомендаций не означает, что конкретная семья и помощница найдут общий язык.
На что обратить внимание при общении няни и ребёнка?
Когда кандидатура будущей помощницы тщательно отобрана, самое время понаблюдать, как ребёнок будет вести себя с ней. Первое время необходимо, чтобы мама находилась вместе с малышом и наблюдала, как он общается с помощницей. Чем младше воспитанник, тем острее он воспримет резкий уход мамы.
Для самой помощницы также важно настроиться на «волну» новой семьи и нового подопечного. Каким бы позитивным и большим ни был ее опыт общения с детьми, другие родители и дети — это всегда неизвестность, к которой необходимо привыкнуть.
Так называемые «пробные дни» в семье становятся для помощницы своеобразным испытательным сроком. Первое время мама наблюдает за тем, как она контактирует со своим подопечным. Некоторые ситуации помогут малышу адаптироваться к новому человеку. Например:
- мама остается в квартире, чтобы наблюдать за тем, как контактируют новая помощница и воспитанник. Если малыш плачет после общения с потенциальной помощницей, неохотно идет на контакт, то это говорит о том, что есть нечто настораживающее в ее поведении;
- знакомство с новым человеком начинается не с развивающих игр, а с одевания, купания или прогулки. За всеми этими действиями наблюдает мама. Если воспитанник и помощница ладят друг с другом, то и в дальнейшем их общение сложится удачно;
- если первый этап общения помощницы с малышом пройдет успешно, то мама уже может позволить себе уходить из дома, оставляя его наедине с новым человеком.
Что должно насторожить в поведении потенциальной помощницы:
- небрежное отношение к личной гигиене.;
- не слишком умелое обращение с малышом;
- качество времени, проведенное с воспитанником. Если помощница небрежна к своим обязанностям, а малыш вместо игр и прогулок смотрит телевизор, то вряд ли стоит продолжать сотрудничество с ней;
- чрезмерное увлечение смартфоном или планшетом. Это также свидетельствует о небрежном отношении помощницы к своим обязанностям.
Если помощница и подопечный общаются с удовольствием, и после общения с ней у малыша или дошкольника позитивное настроение, то есть вероятность того, что сотрудничество с новым человеком будет длительным и радостным для всех — для помощницы, воспитанника и его семьи.
Советы для родителей по общению с няней
Чем четче родители озвучивают свои требования к будущей помощнице, тем больше вероятность встретить именно того человека, который будет должным образом следить за детьми, кормить, одевать, играть. Самым важным в общении будет совпадение личных качеств и жизненных установок с убеждениями членов семьи подопечного. При слишком большом разрыве в приоритетах существует риск несоответствия всех сторон ожиданиям друг от друга.
Семье подопечного необходимо понимать, что в первую очередь их помощница — отдельный человек со своими интересами и потребностями. Во избежание досадных недоразумений следует тщательно обдумать круг ее обязанностей, а также психологические особенности и привычки подопечного.
Чем больше помощница знает о том, какую еду любит есть ее воспитанник, а какую нет, какую одежду носит и в какие игры играет на прогулке, тем выше шансы на соответствие требованиям работодателей и качественное общение с подопечным.
Финансовая сторона вопроса — один из важнейших моментов при работе с помощницей по уходу за детьми. Семье необходимо озвучить уровень оплаты труда, возможность дополнительной оплаты за переработки и простои, а также шансы на его увеличение или уменьшение. Лучшим решением будет заключение договора с подробным описанием прав и обязанностей помощницы и размером оплаты ее труда.
Решающее слово в воспитании детей остается за семьей, даже если помощница имеет многолетний опыт педагогической работы. Даже при совпадении вкусов и взглядов на воспитание детей семья должна соблюдать дистанцию. Также не следует обсуждать с помощницей семейные проблемы и другие слишком личные вопросы.
Определяющим фактором в выборе помощницы по воспитанию детей всегда должно быть качество ее общения с конкретным воспитанником. Она вовсе не должна заменять ему маму и папу, как может показаться многим. Делегировать обязанность по уходу за детьми отдельному человеку — вовсе не значит «бросить» их и не заниматься их воспитанием. Если общение с помощницей приятно всем и оставляет позитивное впечатление, то она станет еще одним значимым взрослым в жизни ребёнка и будет способствовать его гармоничному развитию.