Малыш не желает ни с кем делиться игрушками, с криками отбирает назад лопатку и ведерко, не реагируя на объяснения и упреки? В период 2-3-летнего возраста практически все дети — жадины, заставляющие родителей чувствовать неловкость перед окружающими и сомневаться, правильно ли они воспитывают ребёнка. Разбираемся в причинах явления и обсуждаем, стоит ли учить кроху делиться с друзьями.
Почему дети жадничают?
Около 2-3 лет дети начинают осознавать, что такое собственность. «Моя кроватка, моя чашка, мои носки и моя машинка» составляют часть мира, принадлежащего только данному конкретному ребёнку. И никакие сказки, рассказы и увещевания о необходимости делиться, о всех возможных бонусах этого процесса и социально приемлемом поведении на него не действуют. «Маша со мной делится? Ну а я не буду, это все мое!»
Родители нередко огорчаются при подобном поведении, и зря. В этот возрастной период малыш не может еще отделить свою машинку от своей руки или ноги, границы еще не сформировались. Рука, нога, волосы, машинка, ложка — это все часть его мира, причем неотъемлемая пока часть. Нелепо было бы просить «поделиться пальчиком с Машей, она поиграет и отдаст», верно? Для лучшего понимания стоит представить, что кто-то хочет взять личную зубную щетку, ну попользуется и отдаст, что тут такого?
Именно так дети зачастую воспринимают попытки заставить их отдать что-то на время, поменяться или подарить, и яростно протестуют, даже если их вещи просто исчезают из поля зрения. Со стороны такое поведение выглядит не очень милым, но это абсолютная норма взросления.
В этом возрасте, от кризиса 2 до кризиса трех лет у ребёнка формируется понятие Я, он сам начинает осознавать себя, как личность. Пока что — вместе с вещами, потому что процесс происходит «от обратного»: вот есть единство мамы и малыша, вот это — мама и мамины вещи, а это малыш и его вещи, так разделяется единый мир и появляется автономия.
Позднее дети начинают понимать, где проходят границы его личности, а также, что вещь, игрушка, заимствованная кем-то на время, не меняет собственника. Лопаточка по-прежнему Вовина, а Маша и правда «поиграет и отдаст». Период «жадины-говядины» надо просто пережить, понимая, что это не капризы, эгоизм или плохое воспитание, а попытки ощущать себя целостно, со всеми своими машинками, пальчиками и прочими атрибутами маленького мира.
Как помочь малышу перестать жадничать?
Период развития — это, конечно, хорошо. Но родители хотели бы адаптировать ребёнка к реальности, где в детских коллективах принято делиться и обмениваться мелочами. Поэтому можно уже начинать объяснять ребёнку общечеловеческие ценности доступным ему языком: почему расстроился его друг, почему ему самому не дали игрушку (а в этом возрасте, не смотря на аспекты развития, дети отлично понимают, где «свое», но совсем не понимают про «чужое» и импульсивно желают завладеть понравившейся вещью, и прямо сейчас).
Стремясь завладеть чужой собственностью, дети не осознают чувств другого малыша и не расстраиваются от громкого рева обиженного друга — они просто не способны пока на эмпатию. Вот этот аспект надо объяснять, и постепенно маленький экспроприатор начнет понимать, что у других тоже есть свои важные вещи, части их миров.
Что еще можно сделать, чтобы снизить чувство собственности?
- Во-первых, нельзя заставлять делиться. Ни в коем случае нельзя отбирать что-то личное и передавать другому ребёнку, ругать за неспособность «дать поиграть». Но можно и нужно спрашивать, можно ли Маше взять ведерочко, и обязательно объяснять, что Маша немного поиграет и вернет лопатку. Лопатка — Вовина, и Маша это знает. Находиться рядом, комментировать процесс полезно как условному Вове, так и Маше: Вова будет чувствовать себя более уверенным, зная, что у родителей все под контролем, а Маша будет усваивать правила обращения с чужой собственностью.
- Во-вторых, даже в 2 года уже может работать временный обмен игрушками. «Давай, Машина кукла прокатится в твоей машине, ей понравится. А твой солдат может пока погостить в Машином домике». Обмен снижает остроту болезненности от временного расставания и рассеивает концентрацию внимания за своими вещами.
- В-третьих, при посещении гостей, так же, как и при походах на детские площадки, стоит не забывать брать с собой игрушки, чтобы поменяться, поделиться или, в случае приступа особо сильной жадности у хозяина, малышу было чем играть. Дети в таком возрасте не понимают, что все, что они принесли, они заберут обратно, и могут протестовать, не желая что-то брать с собой при посещении другого дома. Такие очевидные вещи также надо объяснять.
- В-четвертых, нельзя стыдить и ругать за нежелание делиться или сравнивать с другими. Надо помогать защищать свою собственность, но и не давить на них в угоду другому ребёнку. Испытывая неловкость у песочницы, надо помнить, что ребёнку сейчас действительно трудно расставаться с частью своего мира. Но это пройдет.
Ребёнок-альтруист: надо ли беспокоиться родителям?
Есть на свете и другие дети. Они, кажется, совершенно не беспокоятся, когда Маша забирает все их формочки, а Петя укатывает машинки. Таких малышей любят на детских площадках и ставят всем в пример, однако родители нередко испытывают не гордость, а смутное или явное беспокойство (а также раздражение при попытках собрать все формочки обратно и необходимость постоянно покупать новые).
Растет ли малыш бесхарактерным, не умеющим постоять за себя, не ценящим вещи? Как правило, нет. В нормальной семье в этом возрасте для подобного поведения может быть только одно объяснение — ребёнок интуитивно осознал иной способ выстраивания и утверждения своего Я, своих личностных характеристик.
Чаще всего в основе этого способа — одобрение, которое они получают от родителей. Уверенность в том, что «я самый любимый, самый умный, самый добрый» наполняет ребёнка, подкрепляет его поведение, одобряемое взрослыми. Однако в подобном непроизвольном выборе есть свои опасности: невозможность ценить материальные ценности («ведь мама, папа, бабушка считают, что я самый щедрый») не дает возможность малышу обучиться отстаивать свои интересы, особенно, когда мамы и папы нет рядом.
Оптимально обучать малыша-жадину находить равновесие между собственническими чувствами и жаждой владения чужими игрушками, поддерживать желание делиться у маленького альтруиста и помогать ему защищать то, что действительно важно и ценно. И верить: этот этап закончится, и в песочнице воцарится мир и взаимопонимание, даже если лопаточек не хватит на всех.