Дети
Дети и деньги
5
12.11.2017
884

Дети и деньги


Автор
Ольга Сквирри


Содержание

Финансовые отношения в семье всегда были непростым вопросом. Каждые родители по-своему решают вопрос организации семейного бюджета. Где-то он полностью общий, где-то раздельный, где-то выделены в отдельный фонд траты на детей. При этом может работать один взрослый человек или несколько — это вопрос договоренностей и приоритетов. Но в любом случае, рано или поздно будет затронута тема выделения денег и ребенку в том числе. Когда и как лучше это делать?

Зачем ребенку деньги?

Еще не так давно, несколько десятилетий назад, вопрос выделения отдельных денег ребенку обсуждался в весьма редких семьях. Это связано с общим уровнем благосостояния общества — финансовые излишки имелись мало у кого. Но ребенок вполне мог получить красивую купюру или некоторое количество монет в подарок за выдающиеся достижения, или по случаю праздника. Такие подарки обычно не тратились сразу, а откладывались в копилки. Современные родители могут помнить времена, когда принято было собирать юбилейные рубли — такие монеты точно не предназначались для покупок, а представляли собой семейные коллекции. Ребенок как бы и владел определенной суммой, и не мог распорядиться ею одновременно.

Даже когда деньги стали появляться в семьях в гораздо больших количествах, родители все равно не спешили выделять сумму на расходы ребенку. Не из жадности, а из заботы о нем же. В самом деле, зачем детям деньги? Что они будут покупать на них? Всем необходимым малыша обеспечивают родители, они лучше знают особенности рынка и потребности ребенка. В то время как сами дети вовсе пока не ориентируются в таких материях — они могут легко спустить на ерунду сумму, которую сами не зарабатывали трудом. Подобное потребительское отношение развращает, не так ли? Так зачем его провоцировать? Пусть лучше пройдет время, ребенок подрастет, сориентируется, что к чему, получит представления о труде (хотя бы на примере успешной учебы или работы по дому).

Дети и деньги

Дети и деньги

Самое парадоксальное, что такие опасения взрослых как раз обычно подтверждались, причем независимо от того, насколько зрелым казался ребенок, и какую рассудительность демонстрировал в остальных областях деятельности. Родители торжественно разрешали имениннику в очередной день рождения вытряхнуть копилку, а потом с ужасом узнавали, что ребенок за полчаса потратил на игровых автоматах то, что копилось в течение многих лет. Или пригласил друзей в кафе и всех угостил пиццей. Зачем?! Ведь и автоматы, и гости в его жизни присутствуют, об этих расходах можно было бы договориться с родителями, раз так хочется именно сейчас? «Вот и доверяй ему после этого деньги», делался вывод взрослыми родственниками, и ребенок снова оставался без личных средств.

На самом деле это заблуждение. Дети не могут распоряжаться деньгами, потому что у них их нет, неоткуда научиться, негде взять опыт и представления о финансовых отношениях в жизни. Это все равно что годовалого ребенка все время держать на ручках, чтобы он не ушибся, вставая на ножки и падать. Вот когда падать перестанет, когда и ходить самостоятельно отпустим. Но он не научится ходить, если не будет пробовать. Точно так же и отношения с деньгами — пока ребенок не обретет личный опыт, он не поймет ни цену денег, ни принципы распоряжения ими.

Финансовые отношения в семье

Есть несколько схем, согласно которым дети могут получать деньги от родителей. Самой популярной и продуктивной на данный момент считается система карманных денег. Ребенок получает их каждый оговоренный период времени. Это может быть фиксированная сумма, или же она может варьироваться в зависимости от достижений или неудач в жизни ребенка. Многие родители предпочитают устраивать имитацию процесса зарабатывания денег, желая изначально раскрыть всю сущность трудовых отношений. В этом случае ребенок получает деньги не просто так, а в виде платы за выполненные поручения или учебные достижения.

На какой бы схеме ни остановились родители, они должны помнить: очень важно договориться с детьми обо всех правилах. Отношения с деньгами требуют точности — взрослые и сами это понимают. Ребенок также должен быть в курсе всех нюансов, и родители не должны никогда нарушать объявленные ими же самим правила. Например, если зависимость школьной успеваемости и факт выдачи карманных денег каждые выходные не оговаривалась, то со стороны родителей просто нечестно будет лишать ребенка его финансов за полученную двойку. С другой стороны, и ребенок должен понимать — он не может требовать экстренных дополнительных выплат, даже если ему очень надо.

Контроль родителей

Контроль родителей

Вопрос контроля родителей за тем, как ребенок тратит свои деньги, требует отдельного рассмотрения. Очень часто взрослые склоняются к идее, что они имеют полное право управлять процессом, так как это именно они выдают финансы, и именно они зарабатывают их на самом деле на своей работе. Ну, а ребенок может наделать глупостей и насовершать бесполезных покупок. Но здесь стоит вспомнить то, с чего все начиналось: под неусыпным контролем взрослых дети так и не научатся в полной мере понимать, как же нужно правильно распоряжаться деньгами и почему.

Да, ошибки на этом пути будут неизбежны, как неизбежны они в процессе освоения абсолютно любого навыка. Только когда ребенок поддастся искушению спонтанной покупки, зато потом долго не сможет приобрести действительно нужную давно желаемую вещь — тогда он научится планированию бюджета. Когда ребенок внезапно потратит все свои средства, а возможно, даже залезет в долги, и долгое время проведет вообще без средств — тогда он научится ценить ресурсы.

Значит ли это, что родители должны целиком и полностью самоустраниться из отношений детей и денег? Конечно, нет. Теория не менее важна, чем практика, и даже если ребенок не сможет в полной мере сразу ее усвоить, то уж точно что-то он для себя запомнит в виде пассивного багажа знаний. Родители могут рассказывать истории из своей жизни — как им удалось сэкономить, или выгодно вложить средства. Очень важны рассказы о собственных ошибках. Также полезно объяснять принцип принятия финансовых решений в магазинах — почему эта вещь, а не другая. Может, в начале малыш подумает, что к нему это все не имеет никакого отношения, но когда он попадет в похожую ситуацию, он обязательно вспомнит родительские слова.