Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Дети
  6. Ребенок, родители и компьютер: признаки и профилактика зависимости

Ребенок, родители и компьютер: признаки и профилактика зависимости

Ребенок, родители и компьютер: признаки и профилактика зависимости

Проблема зависимости современного человека от компьютера и гаджетов, несмотря на их практическую пользу, с каждым годом принимает все большие масштабы, поскольку IT-технологии прочно вошли во все сферы жизни человека. Нередко с этой проблемой не могут самостоятельно справиться даже взрослые люди. Что уже говорить о детях, которые начинают контактировать с компьютерной техникой с первых лет жизни. Очевидно, что в таких реалиях родители должны четко регулировать и контролировать контакты детей с техникой, прививая культуру пользования современными гаджетами. Это необходимо во избежание развития компьютерной зависимости, асоциализации и других отклонений в развитии ребенка. Причем делать это следует как можно раньше. А в случае, когда ребенок уже достаточно глубоко погрузился в виртуальный мир, взрослые должны предпринять все возможные меры, чтобы сократить время проведения за компьютером до минимума. 

Профилактика компьютерной зависимости в раннем возрасте

Профилактика компьютерной зависимости в раннем возрасте

В последнее время нередко можно наблюдать картину, когда родители заняты своими делами, а 2-3-летний ребенок активно играет на планшете или смартфоне. Именно с таких ситуаций и начинается привыкание ребенка к компьютерным играм с последующей зависимостью от виртуального мира. Поэтому с целью предотвращения развития проблемы необходимо уже с раннего возраста четко регламентировать рамки контакта малыша с компьютерной техникой. В этом процессе мамам и папам могут помочь следующие рекомендации:

  • требуется убрать из поля зрения ребенка все гаджеты и доставать их только в определенные периоды, установленные родителями.

Эти периоды должны иметь четкие временные рамки. Детские психологи и педиатры настаивают на том, что детям-дошкольникам нельзя играть в компьютерные игры более 15 минут в день. Стоит отметить, что некоторые мамы и папы воспринимают эту рекомендацию буквально и разрешают пользоваться гаджетами ежедневно, хоть и по 15 минут. Это делать совсем не обязательно. Наоборот, если есть любая возможность исключить компьютер из жизни, необходимо ею воспользоваться. Чем позднее произойдет знакомство с компьютерными технологиями, тем благополучнее будет происходить развитие ребенка;

  • следует контролировать информацию, к которой имеет доступ ребенок.

Даже если речь идет не о содержимом сайтов, а об игре, маме или папе необходимо ознакомиться с ней и оценить важность данного контента для развития ребенка и его соответствие возрастным ограничениям;

  • требуется уделять детям достаточно внимания, разговаривать, читать и играть с ними как можно больше.

Чтобы не возникало необходимости компенсировать недостаток реального общения виртуальным миром и впечатлениями;

  • рекомендуется записать ребенка в кружок или секцию, интересную для него.

Есть много детских организаций, в которых ранний возраст не является помехой к занятиям. Даже если ребенок не будет делать особых успехов в выбранной деятельности, но окружающая обстановка и атмосфера будут для него комфортными и благоприятными, а живое общение интересным и познавательным, это все равно принесет больше пользы малышу, чем компьютерная игра;

  • учитывая ранний возраст, не стоит использовать строгие запреты и наказания в воспитательном процессе.

На данном этапе нужно проявлять мудрость и некоторую хитрость, не запрещая что-либо, а отвлекая ребенка от нежелательных действий и предлагая ему альтернативу. 

Влияние гаджетов на развитие ребенка школьного возраста и борьба с зависимостью

Детскими психологами установлено негативное влияние бесконтрольного и продолжительного пользования гаджетами на развитие ребенка младшего школьного возраста. При изучении многочисленных случаев компьютерной зависимости школьников были выявлены такие ее негативные последствия:

  • подмена реального мира и окружающей действительности виртуальной реальностью, избегание социальных контактов и любых отношений, а также, в особо запущенных случаях, когда зависимость развилась еще в раннем возрасте, игнорирование элементарных человеческих потребностей, которые необходимо удовлетворять для поддержания жизнедеятельности;
  • блокировка развития мыслительных способностей, нарушение работы ЦНС и ухудшение характера и поведения;
  • развитие различных заболеваний, в том числе и тех, которые возникают в результате малоподвижного образа жизни.

Предотвращая или устраняя проблему компьютерной зависимости у младших школьников, можно пользоваться всеми рекомендациями для родителей малышей и дошкольников. Делая поправку на особенности возраста, рекомендуется к этому списку добавить еще несколько советов:

  • важно внедрить в повседневную жизнь ребенка правила, ритуалы и традиции. Соблюдение предсказуемого режима развивает организованность и позволяет детям ощутить стабильность и безопасность окружающей действительности, которая открывается им с разных и не всегда положительных сторон. К таким ритуалам можно отнести, например, обычай сервировать вместе стол к ужину или чтение перед сном;
  • необходимо насытить жизнь дошкольника деятельностью, которая не связана с компьютерами — записать на дополнительные кружки и секции, а досуг разнообразить прогулками и хобби. Родителям не следует бояться таким образом перегрузить ребенка. Если деятельность будет разноплановой, позволяющей и увлеченно поработать, и активно подвигаться, и расслабиться в комфортной обстановке, то такая загруженность пойдет только на пользу. У ребенка не должно быть свободного времени, в течение которого он скучает;
  • родителям следует помнить, что лучший метод воспитания — это собственный пример, поэтому крайне важно контролировать свое поведение и также по возможности ограничить контакт с виртуальным миром.

Советы родителям детей-подростков 

Советы родителям детей-подростков

Проблема компьютерной зависимости подростков осложняется такими факторами:

  • все гаджеты уже не спрячешь, а интернет полностью не отключишь;
  • строгие запреты воспринимаются болезненно и нередко вызывают бурные реакции;
  • современный учебный процесс неразрывно связан с компьютерными технологиями;
  • отвлечь и переключить внимание ребенка на новую игрушку уже невозможно.

Учитывая эти факторы, родителям подростков, чтобы обезопасить детей от негативного влияния компьютерных технологий, необходимо действовать таким образом:

  • установить родительский контроль на всех устройствах для блокировки нежелательного контента;
  • пропагандировать культуру, спорт, хобби и живое человеческое общение, стараясь всячески привлечь ребенка к этим занятиям, не забывая о собственном примере;
  • стать ребенку другом, готовым всегда уделить внимание и разделить как радости, так и огорчения. Кроме того, важно предлагать пути самореализации и всячески поддерживать любые, даже самые оригинальные начинания.
Пройдите тест
Зависим ли ребенок от компьютерных игр
Зависим ли ребенок от компьютерных игр Ваш ребенок много времени проводит с планшетом или за компьютером? Узнайте, есть ли основания беспокоиться.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4811 человек!