Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Дети
  6. Способный, но рассеянный: ну что за ребенок?

Способный, но рассеянный: ну что за ребенок?

Способный, но рассеянный: ну что за ребенок?

Отлично читает, знает все спутники Плутона и вообще отличается высоким интеллектом? Уже пользуется таблицей умножения, самостоятельно поняв принцип, или точно помнит, сколько позвонков у ихтиозавра? От детей с высоким интеллектом родители ждут и отличной учебы, и такой же хорошей памяти в бытовых вопросах. Однако ни навыки мышления, ни объем памяти, ни умение концентрировать внимание не гарантируют хороших отметок в дневниках. Не говоря уже о том, что в быту способные и умненькие дети порой требуют намного большего количества напоминаний и указаний, чем можно было бы предположить. В причинах и методах исправления ситуации разбирается MedAboutMe.

Юные гении и социальная дезадаптация

Юные гении и социальная дезадаптация

Ребенок с ярко выраженным талантом в любой области может быть невероятно рассеянным во всех иных. Гений и социальная дезадаптация часто «идут рука об руку»: гениальность, как известно, это 1% таланта и 99% трудолюбия, иначе говоря — сконцентрированности на проблеме, которая больше всего интересует человека. И на все иное у него просто не хватает ресурсов: внимания, оперативной памяти.

История помнит имена великих ученых, отличавшихся великой же рассеянностью.

  • Фалес Милетский, возглавлявший список семи главных мудрецов Древней Греции, отличался любовью к математике, философии и, в особенности, астрономии. Его любовь к звездам позволила даже неплохо зарабатывать: предсказывая грядущие урожаи, Фалес Милетский делал вклады в производственные мощности (маслодавильни) и получал прибыль. Однако его рассеянность вошла в легенды: Платон рассказывал, что увлеченное наблюдение за ночным небом нередко завершалось для мудреца падениями в ямы.
  • Уильям Арчибальд Спунер — известный и уважаемый профессор Оксфордского университета, чьи мысли, оформленные в письменную и устную речь, дали название рассеянности в речи, «спунеризму». Для него характерным было написание и отправление писем с просьбой прийти и помочь, ах нет, вот уже решилась проблема, и помощь не нужна. А речь профессора — источник вдохновения Самуила Маршака: и стихотворении «Вот какой рассеянный» используются именно «спунеризмы», слова с перестановкой слогов и частей;
  • Исаак Ньютон — пример сочетания глубокой концентрации мыслительной деятельности с высокой результативностью. А также чудак, который выходил на улицу не полностью одетым, нуждался в напоминаниях об обеде и забывал, куда идет.
  • Андре-Мари Ампер, в честь которого названа единица измерения тока, превзошел и Ньютона. На одном собрании он забыл, где должен сидеть, и попытался согнать с нового места некоего «занявшего его своевольно» господина, оказавшегося императором Наполеоном. А уйдя однажды из дома и прикрепив на двери заметку для визитеров «Ампер вернется вечером», он пришел внезапно пораньше, прочел записку… И ушел, чтобы вернуться вечером.
  • Александр Бородин, не только композитор, но и медик, химик и человек, всерьез спрашивавший жену «Катенька, как тебя зовут?» и совершавший много иных рассеянных чудачеств.

Это, пожалуй, самая приятная ситуация для родителей: несмотря на неудобство ребенка в быту, его потребность в постоянных напоминаниях и уходе на уровне малыша, тут хотя бы есть логичное объяснение причины и «бонусы». Быть родителем маленького гения неудобно, тревожно, но так приятно!

Однако стоит помнить, что ребенку предстоит вырасти и существовать в системе, где надо самому помнить про обеды, не выходить из дома без штанов и даже порой покупать продукты и оплачивать счета. А также стоит знать, что гиперконцентрация на чем-либо, усиленная работа мозга в одном направлении искажает развитие, обедняя другие функции.

Методы коррекции

Талант и гениальность, несомненно, нуждаются в подпитке и поощрении. Однако не стоит потакать ребенку в стремлении замыкаться только на физических опытах, игре на скрипке или сочинении поэм. Привлекая его к домашним делам, помогая делать перерывы в увлеченном исследовании, родители способствуют и психическому, и физическому здоровью. Не давать замыкаться в своем научном или артистическом мирке — основной метод коррекции развития. Таланту это не помешает, а вот самому ребенку очень поможет и сегодня, и в будущем. Мозг должен развиваться равномерно.

Дети с нарушением обработки информации: способный, но не способен

Дети с нарушением обработки информации: способный, но не способен

Прежде чем обвинять ребенка в невнимательности, стоит понять, на чем ему сложно концентрировать внимание. У нас есть несколько систем восприятия информации, и при нарушении обработки полученных данных от органов слуха, например, ребенку сложно порой понять, о чем его просят, услышать и уяснить объяснение на уроке, а также воспринимать информацию в шумном помещении. При этом он может гениально решать примеры, писать сочинения и играть в теннис. А вот с диктантами и выполнением поручений родителей, если их не писать на бумажке, будет беда.

При нарушении обработки зрительной информации детям, например, сложно переписывать что-то с доски или из учебника. Контрольное списывание может быть настолько утомительным, что через пару предложений ребенок устанет и начнет смотреть в потолок, а тест по математике ограничится только ответами, без переписанных условий задачи. При этом и грамотность, и математические способности могут быть «на высоте».

Нарушения моторики также приводят к плохим отметкам на фоне общего отличного уровня знаний: писать сложно, почерк ужасный, «за содержание пять, за оформление два».

Педагогам известен феномен детей, которые не преуспевали в младших классах из-за подобной «рассеянности и невнимательности», зато в старшей школе «взялись за ум» и начали хорошо учиться. «За ум», конечно, берутся и дети, и родители, однако чаще такое явление объясняется довольно просто: нарушение обработки информации в одной области компенсируется другой.

Как правило, лучше всего к началу старших классов компенсируются школьники с нарушением аудиовербальной обработки: начальные классы почти полностью построены на рассказах преподавателя, что таким детям сложно воспринимать. Зато чем старше — тем больше возможностей развивать визуальное восприятие и получать хорошие отметки за счет использования этого канала информации. Чуда не происходит, происходит та самая компенсация. И наоборот нередко тоже бывает по той же причине: успешный младший школьник теряет внимание и сосредоточенность, как только изменяется канал подачи информации.

Методы коррекции

Оптимально, если диагностикой и коррекцией такого «рассеянного» будет заниматься нейропсихолог. Однако и родители могут понять, в каких ситуациях случаются провалы во внимании и, с одной стороны, использовать другие методы (списки и таблицы, схемы действий вместо устных напоминаний), с другой — помогать развивать слабые стороны, применяя различные методики. Например, тот же алфавит или письменные формы букв можно не только писать, но и петь, изображать руками и ногами, рисовать рядом фигурки в соответствующих позах или заучивать стишки на каждую букву.

Организационные навыки: не только в организациях

Организационные навыки: не только в организациях

Ребенок и читает, и пишет, и считает «на отлично», и проблем с каким-либо восприятием вроде бы нет. Зато не может собрать портфель, на уроке болтает, смотрит в окно, а уж убрать игрушки на место из разряда невыполнимых миссий. Что это, нежелание выполнять инструкции?

Взрослым кажется, что задача «возьми и съешь яблоко» состоит из двух пунктов: взять и съесть. На самом деле в ней множество дополнительных действий: пойти на кухню (не отвлечься по дороге на телевизор), открыть холодильник, найти яблоко (а если его не видно за молоком? А взять это или другое? А если яблоко уже кто-то съел, то что?), не забыть закрыть холодильник, помыть фрукт, закрыть кран, съесть (нет, не на диване), выкинуть огрызок… И в процессе можно отвлечься на конфеты, разозлиться, что красных яблок не осталось, и забыть закрыть холодильник, не вытереть руки…

Все эти действия мы совершаем автоматически. Однако для каждого пункта необходимы достаточно развитые организационные навыки: что следует за чем, и какие факторы надо держать в уме. И некоторые дети (их довольно много) к этому не способны. Они не успели вовремя научиться сами, и им надо помогать.

Как правило, от ребенка с не самым высоким интеллектом, который «звезд с неба не хватает», явных навыков не ждут. А вот способные и умненькие дети, которым собрать портфель или положить книгу на место невероятно сложно, вызывают удивление и, порой, раздражение. Такой умный, значит, должен помнить и про закрытый холодильник. Или сделать домашнее задание за полчаса, а не сидеть над легкой задачкой до полуночи, разрисовывая тетрадь цветочками.

Организационные навыки требуют нескольких составляющих, и недостаточность тренировки каждого фактора может приводить к «рассеянности»:

  • оперативная (рабочая) память нужна, чтобы помнить про яблоко, кран и холодильник;
  • расстановка приоритетов необходима, чтобы не свернуть с дороги на кухню в комнату поиграть;
  • управление временем;
  • организация выполнения подзадач;
  • задержка реакции не позволит побежать открывать дверь на звонок, не закрыв кран;
  • управление эмоциями поможет не сорваться на сестру, съевшую все красные яблоки;
  • устойчивое внимание, настойчивое стремление к цели, гибкость в решениях, способность начинать работу помогут все же дойти и взять яблоко. А потом выкинуть огрызок.

Организационные навыки многокомпонентны. У взрослого они развиты (обычно, хотя и не у всех) благодаря лобным долям мозга и возможности распределять нагрузку на серое вещество. У ребенка лобные доли только начинают «включаться», управлять концентрацией внимания, волей, произвольными функциями, и за каждый волевой поступок (не смотреть в окно на уроке, не ударить обидчика) отвечают только они. Такая напряженная работа отчасти компенсируется взрослыми: в процессе воспитания мы «одалживаем» детям свои лобные доли, выполняем функции еще несовершенных участков и одновременно учим и развиваем детский мозг.

Методы коррекции

Для начала необходимо понять, какой компонент организационной схемы действия у ребенка страдает. Дети могут быть рассеянными, невнимательными, отвлекающимися, «застревающими» на одном действии, и за все это отвечают разные компоненты структуры организационных навыков.

Перечисленные выше составляющие надо оценить в процессе выполнения ребенком заданий, которые обычно не удаются, и исправлять с учетом пробелов. Хорошо помогают в любой ситуации схемы, которые надо проговаривать, рисовать, иногда даже представлять в лицах. Карта «похода за яблоком» с возможными препятствиями, мини-шоу «я отвечаю на уроке у доски», схема «что должно быть в портфеле перед сном» и план маршрута подготовки ко сну.

Сложные задания, например, уборка комнаты, должны делиться на части и по итогам, и во времени. Уборка всех красных вещей, сложить все книги в стопку, подобрать все паззлы — и только! И схемы, и деления на части — это не только процесс, который облегчает работу ребенку, но и метод обучения его лобных долей мозга новым функциям, которые необходимы в любой деятельности.

Гениальность или нарушение обработки информации, отсутствие организационных навыков — любая причина, по которой ребенок испытывает затруднения в учебе, социальной активности и жизни в целом, указывает на дисбаланс в развитии. Можно не обращать внимания на плохие отметки, утешаясь высоким интеллектом ребенка и выдающимися способностями, однако стоит помнить, что нарушения мешают гармонично развиваться, и ребенку в этом дисбалансе предстоит жить и работать. Скорректировать ситуацию, помочь восполнить недостающие умения в детском возрасте — значит, сделать достойную инвестицию и в будущее ребенка, и в свое: постоянно переживать за рассеянного и несобранного взрослого и напоминать выросшему сыну, где кастрюля с супом, намного более энергозатратно, чем обучить схеме «как взять яблоко».

Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3721 человек!