Войти
Выбор региона
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Психология детей
  6. Воображаемый друг у детей: причины и правильные действия родителей

Воображаемый друг у детей: причины и правильные действия родителей

Воображаемый друг у детей: причины и правильные действия родителей
Содержание

Когда маленькие дети тихо возятся в своем уголке, поглощенные каким-то занятием, взрослых обычно это только радует. Появляется возможность спокойно заняться домашними хлопотами, без помех пообщаться с друзьями, посмотреть, не отвлекаясь, любимый сериал. Но если прислушаться к бормотанию малыша, то порой можно услышать интересные вещи, которые способны вызвать тревогу.

Дело в том, что ваш ребенок, оказывается, увлеченно делит игру с каким-то Петей, Ирочкой или даже неведомым Пушистиком. При этом обеспокоенные родители не видят в комнате никого, кроме собственного малыша, а любимую куклу дочки, с которой она вроде бы могла «беседовать», точно зовут не Ирочка. Так совершенно случайно выясняется, что у ребенка имеется невидимый воображаемый друг, разделяющий все его игры и увлечения.

Почему дети придумывают воображаемых друзей

Почему дети придумывают воображаемых друзей

Первая реакция многих родителей — это паника. Они сразу же начинают искать признаки психических отклонений, задержек в развитии, серьезных заболеваний нервной системы. Некоторые мнительные мамы винят во всем себя, предполагая, что недостаточно уделяют внимания малышу, слишком часто оставляют его в одиночестве. Другие набрасываются с обвинениями на воспитателей в детском саду, подозревая, что те действуют непрофессионально и чем-то притесняют ребенка, обижают его, лишают более тесного общения со сверстниками.

Однако все это, как правило, очень далеко от истинного положения дел. В подавляющем большинстве случаев развитие ребенка происходит абсолютно нормально. Исследования ученой из Великобритании Карен Мейджорс, которые охватили 1,8 тыс. маленьких респондентов, говорят о том, что 46% из них активно дружили с воображаемыми приятелями.

Исследования, проведенные в США, дают еще более впечатляющие цифры. Среди детей в возрасте до семи лет в этой стране 65% хотя бы раз общались с не видимым для остальных людей другом. Так что это очень распространенное явление, которое не является аномалией.

Не находит научного подтверждения и другой миф. Он гласит, что воображаемый друг нужен, прежде всего, единственному ребенку в семье. Однако современные психологи говорят о том, что статистика опровергает подобные утверждения. Вымышленных приятелей с одинаковым энтузиазмом заводят как единственные дети в семье, так и растущие в окружении братьев и сестер.

Так в чем же причины появления воображаемых друзей? Их может быть несколько.

  • Если это произошло в возрасте 2,5-3 года, то это чаще всего свидетельство нормального психического развития ребенка. Именно в этот период начинает формироваться абстрактное мышление, развивается воображение, появляется потребность в ролевых играх. И малышу проще придумать себе партнера для них, чем искать его в реальной жизни.
  • В этом возрасте дети активно осваивают окружающий мир, вырабатывают собственные привычки и линию поведения. Придуманный друг помогает заранее проиграть какие-то сценарии действий, обсудить планы, оценить предполагаемые шаги. Психологи указывают на то, что в таких играх и обсуждениях с «невидимками» идет активное развитие зоны головного мозга, отвечающей за решение головоломок и планирование.
  • Иногда это становится способом манипулирования родителями. Воображаемый приятель оказывается виновником всех проказ. Это он разбил чашку, опрокинул вазу, намусорил, посадил пятно на ковер и т.д. Взрослым тут необходимо выработать правильную линию поведения. Нельзя кричать на ребенка и обвинять его во лжи. Спокойно объясните ему: раз все это натворил его друг, а малыш не смог его остановить, то ответственность за проказы нести именно ему.

В этом возрасте дети уже хорошо обучаемы. Они быстро усваивают, что за проступки «друга» все равно придется отвечать. И попытки манипуляций постепенно прекратятся.

Что воображаемый друг дает для развития ребенка

Для развития ребенка в этом возрасте очень важно найти адекватные способы самовыражения. Часто это происходит именно через воображаемого друга. Возвращаясь из детского садика, малыш начинает рассказывать ему о том, как он скучал. Такие разговоры часто помогает ему выразить свои эмоции и чувства лучше, чем при общении со взрослыми.

Таким же образом проще и легче преодолевать детские страхи. Иногда родители слишком заняты или не воспринимают страхи своего малыша всерьез, даже шутят или посмеиваются над ними. А для маленькой формирующейся личности это важная часть жизни, ему нужна поддержка и сочувствие, которые он и получает от придуманного приятеля.

Но главное — это, конечно, всестороннее творческое и психологическое развитие ребенка, его социализация. На регулярном общении с воображаемым другом формируются не только речевые, но и коммуникативные навыки. Разыгрывая с ним определенные сюжеты (например, друг помогает убирать игрушки или приглашен на чаепитие), малыш развивает воображение. Собирая вместе воображаемые цветы или ягоды, дирижируя оркестром, нарезая и раскладывая по воображаемым тарелкам придуманный торт, он одновременно развивает и навыки мелкой моторики.

Как должны действовать родители

shutterstock_431882461.jpg

Прежде всего, следует сказать о том, что родители не должны делать. Они не должны паниковать, пугаться предполагаемых проблем с детской психикой и немедленно тащить ребенка к врачам. Также взрослые не должны высмеивать малыша за общение с невидимым другом, оскорблять его за это и ругать за выдумки.

Поводом для тревоги может стать лишь тот факт, что придуманный приятель появляется у детей в возрасте шести-семи лет. При нормальном развитии к этому периоду подобное фантазийное общение, как правило, уже изживает себя. Ребенок переходит к новому этапу становления личности. Если этого не произошло, возможно, он пережил какое-то травмирующее психику событие, тяжелый стресс и таким способом пытается преодолеть их последствия.

В подобной ситуации оптимальный вариант — консультация психолога. Если же специалист не находит никаких отклонений, то рекомендуется предложить ребенку другие, более соответствующие его возрасту, способы реализовать свою креативность. Это может быть драмкружок, танцевальная студия или художественная школа.

Если воображаемый друг является частью жизни детей помладше, то оптимальное поведение взрослых — с уважением отнестись к их фантазиям. Поставить дополнительную тарелку на стол во время ужина, положить в кроватку к малышу дополнительную подушечку, пожелать обоим спокойной ночи. Можно попросить разрешения поиграть или посмотреть мультики вместе с ребенком и его волшебным другом. Но при этом нельзя на него давить, только сам малыш должен принять решение и принять взрослого в мир своей фантазии.

Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3911 человек!