Войти
Выбор региона
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Ранний возраст
  6. Сенсомоторный интеллект: дети от рождения до года

Сенсомоторный интеллект: дети от рождения до года

Сенсомоторный интеллект: дети от рождения до года
Содержание

Дети рождаются с весьма ограниченными навыками. Но скорость их развития поражает: каждый день появляются новые умения и знания. И хотя знания и восприятие малышей отличаются от наших взрослых мыслей, их этапы развития можно увидеть. Наблюдение за грудничками — это возможность выявить, что малыш уже понимает и что он может делать. Рассказываем, как ребенок учится владеть телом, и почему это умение — значительная часть интеллекта.

Первый этап развития: от активности в животе до 1 месяца после рождения

Первый этап развития: от активности в животе до 1 месяца после рождения

Все дети разные. Особенности темпераментов, наследственная, генетическая предрасположенность влияют на этапы индивидуального становления. Но общие принципы развития одинаковы для всех, и их знание помогает родителям и тем, кто ухаживает за ребенком, понимать детей быстрее и лучше.

Самый первый этап развития сенсомоторного интеллекта, как ни удивительно, начинается еще в мамином животе. А заканчивается с официальным окончанием периода новорожденности, когда малышу исполняется месяц. Что младенец умеет и «думает» в это время?

На этом этапе ребенок учится осознавать свои рефлекторные движения, управлять ими пока не получается, зато можно эмоционально реагировать. Это этап «Ух ты, как я могу!»

Развитие в этом периоде очень важно: ребенок совершает рефлекторное движение, ощущает его, и кора его головного мозга фиксирует связь между ощущением и действием. А еще развиваются эмоции, пока базовые. Пальчики прикоснулись к щечке — это приятные ощущения и радость. Собственная ладошка шлепнула по носу — это неприятно и досадно.

В первый месяц малыш в основном занимается сосанием, это — базовая деятельность новорожденного. И она тоже помогает развитию: приходится учиться различать «сосательное» и «питательное». Грудь мамы — и сосательная, и питательная. А свои пальчики, край пеленки, пустышка — сосательные, но вот питания от них не дождаться.

Чтобы развитие не замедлялось, не практикуйте тугое пеленание как минимум в период бодрствования. Ребенку важно учиться двигать ручками и ножками и понимать, как это происходит. Это — основа сенсомоторного (чувственно-двигательного) интеллекта.

От месяца до четырех: второй этап развития малыша

От месяца до четырех: второй этап развития малыша

На этом этапе малыш осваивает навыки приспособления и повторения наработанных сенсомоторных умений.

Навык приспособления довольно непрост для таких крох. Он помогает не просто сосать то, что попадает в рот случайно, но уже осознанно доносить до губ пальцы и даже различные вещи. Это — результат сложного координаторного акта. К концу этапа различные предметы, игрушки не просто засовываются в рот, как получится, но поворачиваются удобной стороной, чтобы эффективнее исследовать их губами и языком. А на базе исследования развивается мышление, конструирующее образ вещи, сводится воедино зрительное восприятие и сенсорное.

А еще многообразные и постоянные движения языком готовят ротовую полость к началу жевания.

Первые умения по координации и фокусированию зрения помогают лучше видеть игрушки и мамино лицо, а еще — улыбаться при узнавании. Это тоже очень непростой акт, требующий соединения глазодвигательных навыков, распознавания образов и эмоциональной реакции. Огромный шаг по сравнению с умением новорожденного!

Движения конечностей становятся менее хаотичными. Можно видеть, как малыш ищет новые ощущения и повторяет приятный опыт. Удалось дотянуться до пальчиков ноги или даже подтянуть их к лицу? Надо повторить это еще раз, и еще! Так дети не только развивают мышцы, но и формируют мысленную и тактильную карту тела, осознавая собственные границы.

В этот период также важно не ограничивать физическую активность, а еще — стимулировать зрительный контакт, чаще находиться рядом, улыбаться, трогать, гладить детей, «тетешкать».

Ребенок с 4 до 8 месяцев: активно познаем внешнюю среду

Ребенок с 4 до 8 месяцев: активно познаем внешнюю среду

Теперь малыш помнит не только лица родных, но и игрушки и предметы. Дети начинают узнавать любимые игрушки и пытаются добраться до интересных вещей самостоятельно. Это — исследование внешней среды, ребенок учится двигаться и получать впечатления по своей инициативе, а не только воспринимать предложенные взрослыми развлечения.

Чем еще интересен этот этап, кроме залезания во все ящики, шкафы, попыток стащить все с полок и открыть закрытое?

  1. Начинается формирование первых представлений об окружающем мире, и как в нем что происходит.
  2. У детей появляются первые предпочтения и привычки, связанные не только с питанием (как было раньше).
  3. Режим дня становится более стабильным. Более того, ребенок находит успокоение в повторении ритуалов в одни и те же часы.

Мешать исследованию окружающего пространства не стоит, а вот обезопасить ребенка необходимо. Специальные защелки на дверцах с бытовой химией, острыми предметами, накладки на плиту и розетки помогут защитить любопытного кроху от ненужных контактов.

Дети с 8 до 12: достижение цели и отделение от родителей

Дети с 8 до 12: достижение цели и отделение от родителей

Это — четвертый период развития сенсомоторного интеллекта. Родители наблюдают все больше преднамеренных действий (и их последствия). Малыш видит предмет, ставит цель «завладеть» и достигает ее или требует выдать желаемое, если оно недоступно для его роста. Четкое целеполагание и уверенность в том, что интересующий предмет должен принадлежать ребенку немедленно, вызывают первые конфликты между желанием и возможностями.

Еще в этом возрасте дети уже осознают порядок действий (приготовления к принятию пищи, ванны, прогулке), понимают, что означает надевание шапки или полотенце в руках у родителей и умеют прогнозировать простые события по первым признакам. А еще развивается способность отделять происходящее по воле другого человека от своих действий, это первый шаг к самоидентификации, осознания себя как отдельной личности.

Сроки всех этапов указаны примерно, для ориентира в стадиях развития ребенка. Они помогут понять малыша и помочь ему развиваться активнее и без помех. Однако если признаки нового этапа не проявляются в течение нескольких недель, то необходимо обратиться за консультацией к врачу: задержка сенсомоторного развития в первый год — симптом вероятных патологий, которые нужно срочно диагностировать и лечить.

Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3126 человек!