Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Развитие ребенка
Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР
4.9

Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР

Для родителей ребенка с аутизмом возможность коммуникации часто является основной проблемой. А если бы был простой способ помочь им заставить ребенка разговаривать? Новое исследование предполагает, что это вполне возможно. Особенно при использовании вспомогательных методик. Рассказываем о методе терапии, эффективно повышающим мотивацию у детей с расстройством аутического спектра и нарушениями речи.

Обучение основным реакциям: эффективность метода PRT

Обучение основным реакциям: эффективность метода PRT

По результатам новой научной работы, проведенной в Стэнфордском университете, методика речевой терапии с названием PRT (обучение основным реакциям или опорным навыкам) помогает детям с РАС и ЗРР (задержка речевого развития) лучше, чем все, известные ранее.

Ребенок с РАС имеет сниженную мотивацию к общению. Родители используют инстинктивные попытки «разговорить» ребенка, однако довольно часто они не приносят результата. Новая методика PRT позволяет взрослым освоить техники, которые вовлекают детей с РАС в процесс коммуникации.

Комментарий эксперта
Грейс Женгу, профессор психиатрии
Грейс Женгу, профессор психиатрии

Основной навык в данной методике – научение родителей созданию таких ситуаций, в которых ребенок замотивирован коммуницировать.

Научная работа длилась 6 месяцев. Участниками были 48 детей 2-5 лет с диагнозом аутизм с выраженной ЗРР, «неречевых».

Для половины детей была выбрана методика PRT, используемая как специальными профессиональными речевыми терапевтами, так и родителями детей, прошедшими обучение.

В контрольной группе применяли иные методы терапии, которые были использованы до эксперимента – прикладной анализ поведения, тренинги с логопедом.

Первые 3 месяца группа PRT получала 10 часов в неделю методики основных опорных навыков с квалифицированным речевым терапевтом, а также раз в неделю родители проходили тренинг применения методики в домашних условиях.

Во второй части, на этапе следующих 12-ти недели время обучения сокращалось в два раза.

Итоги нашей научной работы по применению методики обучения основным реакциям воодушевляет. Дети в данной группе не просто улучшили навыки общения, их социальные навыки оказались значительно более расширены в сравнении с исходным уровнем.

В итоге дети из группы PRT говорили больше, чем в контрольной группе. Причем речь была понятна и посторонним. Это значимый маркер: у большинства детей с РАС и ЗРР невыраженная артикуляция, которая не дает понимать речь без привычки.

Важно!

Ученые также выявили, что самый большой эффект от данной терапии оказался среди детей с самыми тяжелыми формами задержки речевого развития. 

И это очень важно: существует множество методик, которые хорошо работают при высокофункциональном аутизме, но практически бесполезны в другом конце спектра.

Еще один важный вывод: ключевую роль в данной терапии могут играть родители. А это означает сокращение расходов на занятия и попытки найти специализированного терапевта поблизости.

Опыт родителей

Опыт родителей

В методике PRT специалист или родители выявляют интересы ребенка и с их помощью побуждают к коммуникации. Вот как это происходило в семье Пим, матери ранее неговорящего Джеймса.

Если Джеймс хотел взять игрушку, Пим брала игрушку в руки и называла ее. За любую, даже неудачную (а поначалу все попытки были неудачные) попытку повторить ребенок получал игрушку.

Позднее его побуждали увеличивать количество слов: синяя машинка, «на старт, внимание, марш». Применение методики расширялось: если Джеймс хотел пить, ему показывали чашку и побуждали сказать слово. Так ребенок обучался выражать свою потребность пить словами.

Пим, мама Джеймса, говорит, что «раньше сын не только ничего не просил словами или звуками, он также не использовал жесты, чтобы указать, что ему нужно. Методика PRT помогла появиться его словарному запасу, а затем увеличить его и использовать во взаимодействиях с окружающими. Мы начали понимать, что ему хочется взять или сделать.»

Кроме такой коммуникации появился и еще один эффект: Джеймс все реже стал раздражаться, уменьшилось количество истерик. Если раньше ребенок не умел выражать свои чувства и по возвращении матери с работы начинал драться и рыдать, потому что он скучал, то теперь он может сказать это словами.

Хотя методику с Джеймсом начали использовать несколько лет назад, но ее применение не останавливается. Теперь ему 8 лет, он ходит в общеобразовательную школу, но в поддержании разговора Пим часто использует те же техники, чтобы помочь выразить мысли словами.

Оптимальный вариант – пройти курс обучения терапии. Однако основные опорные моменты можно применять уже сегодня самостоятельно. Что советуют специалисты?

  • Наблюдайте, какие вещи ребенок выбирает, что приковывает его внимание, что можно использовать в качестве подкрепления.
  • При появлении интереса возьмите предмет в руки.
  • Привлеките внимание ребенка привычным способов, например, глядя ему в глаза, прикасаясь к его плечу, приподнимая голову.
  • Дайте краткую и четкую инструкцию: четко назовите предмет.
  • Попытки речевой реакции усиливаются и поощряются. В зависимости от индивидуальности ребенка поощрять на начальном этапе стоит и неречевые моменты.
  • Важно поддерживать высокую мотивацию. Используйте разные виды деятельности, чтобы научить одинаковым навыкам. Это также будет способствовать развитию обобщения.

Изучите основные этапы, способы стимуляции и оценки прогресса в методике обучения опорным навыкам, чтобы отслеживать и улучшать навыки ребенка.

Гаджеты и программы для речи: что важно знать

Для улучшения артикуляции и речевых навыков в целом эксперты предлагают не исключать электронные гаджеты.

В научной работе Американской академии психиатрии детей и подростков ученые доказали, что доступ к планшетам как дополнение традиционных методов терапии побуждает детей с РАС больше пользоваться речью и взаимодействовать. Программы, которые помогают устанавливать связь визуальной и слуховой стимуляции и произносят слова, улучшают эффект традиционных видов речевой терапии.

Дети, участвовавшие в исследовании, были от 5 до 8 лет. Все они считались «минимально вербальными», то есть их словарь состоял из менее, чем 20 слов даже после нескольких лет терапии.

В течение первых трех месяцев все дети получали два сеанса стандартной речевой терапии в неделю, в общей сложности по два-три часа в неделю. В одной группе применялись компьютерные программы на планшете как дополнение.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Как выяснилось по итогам, у детей этой группы сформировалась более ранняя ответная реакция на терапию. При добавлении планшета через 3 месяца интенсивных занятий по стимуляции речи было менее эффективно.

Что важно знать про применение гаджетов в терапии РАС?

  • Это не методика, а дополнительный инструмент, который помогает начинать говорить быстрее и лучше, но не заменяет занятия.
  • В программах, которые применяются, стоит обращать внимание на артикуляцию виртуальных персонажей. Любому ребенку нужно видеть, как правильно двигаются губы при произношении звуков, но для детей с нарушениями речи это особенно важно. Еще одно исследование доказало, что использование «говорящих голов», персонажей с выраженной артикуляцией, где видны движения губ, языка, челюсти при произношении слов, улучшают понимание речи и помогают начинать говорить активнее.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Loading...

Learning to Play and Playing to Learn: Enhancing Interactions in Young Children With ASD. / Baum RA. // Pediatrics. - 2019. - 144(3)

Компетентностный подход при оказании комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра / Руженская Е.В. // Медицинский альманах. - 2016. - №5 (45)

A Pivotal Response Treatment Package for Children With Autism Spectrum Disorder: An RCT. / Gengoux GW, Abrams DA, Schuck R, et al. // Pediatrics. - 2019. - 144(3)