Развитие ребенка
Психологическое развитие детей
4.6

Психологическое развитие детей


Автор
Джамиля Абдурагимова


Каждый этап роста и развития ребенка сопровождается особенностью психологического созревания и становления личности. У ребенка развиваются мыслительные процессы: образное мышление, характерное для детей, все больше заменяется абстрактным. Достаточно переломный момент происходит в подростковом возрасте. Недаром в народе этот возраст называется трудным возрастом.

Психологическое развитие в подростковом возрасте

Подросткам свойственно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность , настойчивость сочетаются с импульсивным характером, либо меняются на ранимость и апатию. Подросткам часто характерна смена настроения, особенно это касается женского пола. Именно в этом возрасте наиболее активируются такие качества:

  • романтизм,
  • наивность,
  • мечтательность,
  • возвышенность,
  • цинизм и т.д.

Именно в этом возрасте учащаются случаи походов к врачам и консультации с психологами, психотерапевтами. Психологи и врачи считают данный возраст кризисным для ребенка. Дети становятся:

  • непослушными,
  • капризными,
  • раздражительными,
  • часто формируются конфликтные ситуации в семье и в образовательных учреждениях.

Неблагоприятный психологический фон в семье создает предпосылки для нарушения психического здоровья ребенка. Одним из факторов психического расстройства является требовательность родителей к знаниям и сверхценность отметок по школьной успеваемости, нагрузка ребенка дополнительными кружками, занятиями и соревнованиями. К умственной работе добавляются и спортивные занятия, что не приводит к одинаковой успеваемости.

Благоприятные факторы

Немаловажным звеном для психического здоровья ребенка является характер его взаимоотношений со сверстниками. Школьникам обычно присуще:

  • повышенное стремление к общению,
  • активно тянутся друг к другу,
  • активно обмениваются различной информацией,
  • часто проводят вместе время.

В какой-то мере они становятся боле авторитетными, чем родители. Особенно это касается детей, в семье которых очень частые конфликтные ситуации, бракоразводный процесс, бытовое пьянство и алкоголизм.

Родителям в данный период необходимо быть более активными, уделять своему ребенку время, общаться с ним и вовремя уследить тревожный момент в поведении ребенка. Поэтому благоприятная обстановка в семье, общение с каждым родителем, внедрение в проблемы ребенка и правильная расстановка приоритетов способствуют решению проблем. В иных случаях необходимо получить консультацию специалистов.