Развитие ребенка
Раннее развитие детей: за и против
4

Раннее развитие детей: за и против

В современном мире очень популярно водить детей на разнообразные развивающие занятия, перебирать с ними крупу для стимуляции мелкой моторики, познавать мир с помощью карточек Домана... Насколько это необходимо, полезно и интересно малышу, с какого возраста и как именно начинать заниматься с ним — вопросы, которые волнуют любого сознательного родителя.

Развитие детей раннего возраста: «за» и «против»

Развитие детей раннего возраста: «за» и «против»

Множество исследований показали, что каждый ребенок рождается уникальным и неповторимым, со своими особенностями и возможностями. Именно поэтому молодым мамам не стоит подгонять своего ребенка под определенный стандарт, пытаясь уместить его безграничный потенциал в нормы. Дети развиваются в своем собственном темпе, исходя из интересов и темперамента, окружающих людей и обстановки.

В вопросе развития ребенка следует в первую очередь полагаться на желания малыша, не стремясь вырастить из него гения, но сделать его жизнь наполненной, интересной и разнообразной. Удовлетворение познавательных потребностей ребенка с самого раннего возраста, доброжелательное и эмоциональное общение с родителями и другими значимыми взрослыми, разнообразие тактильных ощущений, звуков, предметов в свободном доступе — все это уже является основой для полноценного развития малыша до трех лет.

На четвертом году жизни ребенку очень важно общение со сверстниками и другими людьми, что дает неоценимый опыт по созданию социальных отношений. Как раз в этот период можно начинать посещать разнообразные развивающие занятия, которые ребенок этого возраста воспринимает с большим интересом. Заниматься в подобных местах можно пробовать и раньше, выбирая исключительно игровую методику, которая будет удовлетворять познавательный интерес малыша. При этом важно помнить, что развитие ребенка раннего возраста основывается на общении с родителями, и этим не стоит пренебрегать.

Особенности развития детей до 3 лет

Многие именитые специалисты в области раннего развития, такие как Монтессори, Доман, Борис и Елена Никитины, сходятся в едином мнении о том, что дети с рождения и до трех лет очень легко запоминают все, чему их учат, и помнят эту информацию всю оставшуюся жизнь. По достижению возраста трех лет эта способность у детей постепенно угасает — Доман называет это временем, когда «растет мозг», и призывает не упускать его.

Мозг едва родившегося ребенка — чистый лист, поэтому он «впитывает» в себя все, что ему предлагают. Таким образом, любая информация для него является не просто возможностью, но даже необходимостью, ведь только с получением нового опыта формируются новые нейронные связи. Развитие ребенка следует начинать уже с первых месяцев его жизни, разговаривая с ним, давая почувствовать новые ощущения, делая первый вклад в развитие его огромного потенциала.

Выбор методики для развития ребенка

Выбор методики для развития ребенка

Приступая к развивающим занятиям, родители изучают разнообразные методики и пытаются выбрать наиболее подходящую для них. На самом деле не стоит останавливаться на одной-единственной технике развития и следовать всем ее правилам, ведь каждый ребенок уникален. В особенности этот момент касается методик зарубежных авторов. Дело в том, что разработаны они были достаточно давно и предназначались для детей, проживающих в других странах, условиях, окружении. Часто те разработки, которые имеют большой успех за рубежом, плохо работают в нашей стране, и наоборот. Если вы все же решили воспользоваться такой методикой, узнайте, была ли она адаптирована психологами и педагогами под наших детей и коммуникативные особенности. Более пристальное внимание обратите на те варианты, которые не требуют наличия определенного образования, а доступны для применения родителями, что в разы ценнее.

Идеальным вариантом является создание индивидуальной методики для вашего ребенка, которая может включать в себя сразу несколько подходов. При этом руководствуйтесь интересами малыша и по большей части полагайтесь на его выбор. Если он в определенном возрасте не проявил интерес к чему-то, предложите ему такой вариант занятий немного позже, затем снова и снова. Вы будете из раза в раз замечать, как меняются предпочтения ребенка. К чему-то интерес будет угасать, а затем просыпаться снова, но однозначно ничто не пройдет даром и возымеет свой эффект.

Повышение пользы от занятий

Возраст ребенка играет ключевую роль в выборе занятий для его развития. Определенно ясно одно — все они должны проводиться в игровой форме, иначе ребенку будет скучно, и он не усвоит услышанное и увиденное. Например, карточки со словами и картинками малышу будет интересно смотреть даже в 2 месяца, а вот кубики с буквами и цифрами он начнет воспринимать только после трех лет. Различные предметы, окружающие ребенка, яркие фотографии животных можно начинать показывать в 3 месяца. При этом важно сопровождать иллюстрации увлекательным рассказом о том, что на них изображено. В это же время можно вовлечь малыша в подвижную игру, спеть песенку или рассказать потешку.

Идеально в ходе обучения детей для лучшего запоминания задействовать сразу несколько каналов восприятия: тактильные ощущения, слух и зрение. Например, вы можете прочесть стишок из книги, показывая при этом на картинки, а после этого рассказать тот же стишок, играя в игру, предполагающую прикосновения.

В ходе занятий ориентируйтесь на увлекательный и познавательный процесс, не ожидая быстрых результатов. Не стоит часто задавать ребенку вопросы для проверки его знаний, ведь в случае неправильного ответа вы не сможете полностью скрыть своего разочарования, а он при этом расстроится. Дети не всегда могут поглотить информацию и тут же ее воспроизвести, и часто возраст здесь не имеет значения, ведь так устроена работа мозга.

У детей проявляется гораздо больший интерес к занятиям, когда их хвалят и верят в них. Тогда они вырастают позитивными, уверенными в себе людьми, целеустремленными и способными противостоять неудачам. Важно при этом говорить слова искренне, ведь фальшь дети чувствуют очень точно. Хвалить нужно не только за результат, но и за старания, попытку, интерес и рвение.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника / Массанова А. А. // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1

Использование новейших разработок на занятиях по обучению грамоте в детском саду. / Миняева Е. В. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - №6

Таинство детства.: в 2-х т. / Мухина В. С. // Екатеринбург: У- Фактория. - 2005. - Т. 2

Первые три года жизни / Уайт Б. // Москва.: Педагогика. - 1982

Развитие и формирование мотивации учения. / Никифорова Ф. В. // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №3