Развитие ребенка
Развитие ребенка по Монтессори
4.4

Развитие ребенка по Монтессори


Автор
Наталья Майкова


Содержание

Мария Монтессори ─ врач-педагог из Италии, автор методики развития детей, в которой на первом месте стоит самостоятельность ребенка. Популярность этой методики развития ребенка не проходит до сих пор. В крупных городах существуют детские сады и студии развития детей, которые работают по этому методу. Мария Монтессори сначала работала с детьми, имеющими умственную отсталость, и добилась колоссальных успехов в их обучении и интеллектуальном развитии. В дальнейшем она разработала методики для развития всех детей.

Принципы развития детей по Монтессори

Принципы развития детей по Монтессори

Самостоятельность ─ главный принцип всестороннего развития детей. Все, что нужно для малыша ─ это максимум свободы и создание условий для изучения окружающего мира. Педагог или кто-либо из родителей занимают позицию помощника, который направляет в нужную сторону деятельность малыша.

В группах, где дети развиваются по Монтессори, присутствует свобода, но не вседозволенность. Здесь нет ни наказаний, ни поощрений, потому что эти методы воспитания не подходят для малышей, по ее мнению.

В каждом возрасте развитие ребенка имеет свои особенности.

Возраст от рождения до 3 лет Мария Монтессори называла впитывающим сознанием. В этом возрасте дети впитывают в себя все, как губка. У ребенка активно формируются двигательные навыки и развиваются все органы чувств. За этот промежуток времениразвитие ребенка идет такими интенсивными темпами, что он успевает усвоить столько, сколько вряд ли усвоит за последующую жизнь. Оптимально, чтобы ребенок находился в это время в семье, рядом с родителями. Он должен постоянно ощущать их любовь и защиту.

Возрастной период с 3 до 6 лет характеризуется тем, что ребенок «самостоятельно строит себя». В это время очень важны для детей игры. Родители должны понимать, что игра ─ это труд для ребенка. Их задача состоит в том, чтобы предоставить малышу развивающую среду. В этом возрасте можно заинтересовать ребенка музыкой, рисованием, учить ребенка читать и обучать счету. Труд для ребенка данного возрастного периода приносит радость и удовлетворение.

Развитие ребенка в группе Монтессори

Попадая в детский сад или студию, где развитие детей идет по методике Монтессори, родители обращают внимание на необычные комнаты и обстановку. Здесь нет привычной для взрослого человека мебели. Дети занимаются на полу на ковриках или за небольшими легкими столами, которые они могут сами перенести в любое место.

Помещение для занятий разделяется на рабочие пространства:

  • Уголок практических умений. Здесь дети могут научиться полезным жизненным навыкам: завязывать шнурки, застегивать пуговицы, снимать и надевать одежду, переливать воду, убирать за собой рабочее место и др.
  • Уголок сенсорного развития. В этом уголке дети изучают цвета и формы, размеры и характеристики различных предметов. Монтессори создала специальные пособия для развития ребенка.
  • Уголок изучения наук. Он знакомит ребенка с чтением, счетом, окружающим миром и дает ему другие полезные знания.

В группе, в которой развитие ребенка идет по Монтессори, достаточно много человек, их число может достигать 40, причем разного возраста. Большая группа дает возможность взаимовыручки среди детей, где старшие помогают младшим. Расшалившегося ребенка спокойно отводят в сторону за столик, чтобы он передохнул и понаблюдал со стороны за остальными детьми. При этом с ребенком ласково разговаривают. Вскоре такой малыш захочет к остальным и продолжит с ними заниматься.

Особые требования выдвигаются к педагогам. Наставник должен быть подготовленным, хорошо выглядеть, быть опрятным и доброжелательным. Преподавателю стоит уметь вовремя повернуть деятельность детей в нужное русло, если они расшалились, предложить новые идеи и замыслы для игр. Все дети занимаются делом, а наставник помогает справиться им с возникшими трудностями.

Дети соблюдают определенные правила, обучаясь в группах развития по Монтессори:

  • Не ходить по чужому коврику.
  • Не мешать друг другу, вопросы задавать по очереди.
  • Играть чем-то одним. Дети самостоятельно выбирают материалы для игры, после занятия возвращают их на место. После этого можно взять новые пособия для игры.
  • Убирать самостоятельно сове рабочее место (подметать пол, затирать пролитую воду и др.)

Занятия родителей с детьми по Монтессори дома

Занятия родителей с детьми по Монтессори дома

Занятия для развития ребенка по методике Монтессори таковы, что их легко можно перенести в домашние условия. Даже если ребенок посещает обычный детский сад или только планирует туда пойти, родители могут выбрать подходящие игры и занятия для применения их дома.

Физические упражнения

  • Начертить на полу линию 4 см шириной и 4 м длиной. Попросить ребенка пройти по этой линии или промаршировать. Это упражнение способствует развитию координации движения, чувства равновесия. В дальнейшем можно усложнить задачу, попросив ребенка пройти по линии со стаканом воды в руке. Вода не должна пролиться мимо. Можно ходить под музыку, устанавливая определенный ритм и ширину шага.
  • Постараться вместить в свою квартиру спортивный детский уголок с лесенкой, кольцами, трапецией и другими приспособлениями для развития выносливости, координации движений и тренировки мыщц тела.
  • В зависимости от сезона приобщать ребенка кататься на велосипеде, самокате, на роликах, коньках или лыжах. Не нужно устанавливать определенные правила для ребенка, главное ─ свобода действий.

Практические навыки

  • Позволять ребенку исследовать кухонные шкафы и ящики, играть пластиковой посудой, губками и прищепками и другими безопасными предметами.
  • Просить ребенка помогать по дому: накрывать на стол, убирать за собой крошки, вытирать лужи на полу, поливать цветы.
  • Родителям следует пониже повесить зеркало, крючки для детских полотенец и одежды, сделать полочку для детских принадлежностей. Это нужно для того, чтобы ребенок учился сам умыться, причесаться, одеться, почистить зубы.
  • Приобрести специальные пособиями для развития ребенка и дидактические материалы (шнуровки, кубики, бусины, наборы для развития мелкой моторики).
  • Игры с водой. Очень полезно научить ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. При этом ребенок самостоятельно вытирает пролитую воду.

Занятия для развития органов чувств

  • Изучение звуков и их тональностей. Для этого применяются колокольчики, бубны, шуршащие предметы, звучащие коробочки и др.
  • Учить различать малыша плоские и объемные предметы и геометрические тела. Чем отличается треугольник от конуса, а круг от шара? Разобраться помогут специальные пособия с вкладышами и трафареты.
  • Разрешать чаще ребенку рисовать красками, лепить из пластилина, чертить карандашом.
  • Развитие вкусов с помощью растворов сахара, соли, лимонного сока.

Обучение основам чтения и письма

Стоит запастись магнитными буквами или кубиками с цифрами. Для начала родителям нужно помогать собирать такие слова, которые пишутся так же, как и произносятся. Постепенно задача усложняется.

Обучение счету

Для обучения счету Марией Монтессори была придумана разноцветная башня с бусинами. Сейчас в продаже имеются пособия по математике, которые помогают считать по ее методике. Их названия: «Веретена», «Штанги», «Золотые бусины».