false
Развитие ребенка
Развитие ребенка в 9 месяцев: нормы, игры, питание
4.3

Развитие ребенка в 9 месяцев: нормы, игры, питание

Возраст в 9 месяцев – это не просто три четверти первого года жизни малыша. Многие называют его окончанием «внешней беременности», условного срока дополнительного «донашивания». И хотя эта версия не подтверждена, нельзя отрицать, что развитие ребенка в 9 месяцев все больше указывает на отделение от мамы и начало самостоятельного исследования окружающего мира. Давайте узнаем больше про развитие 9-месячного ребенка: все ли нормально, какие важные вехи достигает малыш, и что нельзя пропустить.

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Loading...

Психомоторное, физическое, речевое развитие детей – все важные функции совершенствуются ежедневно. И если раньше у малыша многое не получалось, то сейчас большинство попыток дотянуться, открыть, схватить, постучать достигнут успеха. И это влияет на эмоциональную сторону: осуществление задуманного получается чаще, и ребенок реже раздражается и негодует.

Некоторые детки уже начинают в этом возрасте ходить, а другие все еще ползают, и это совершенно нормально. Давайте подробно рассмотрим умения к 9 месяцам ребенка, развитие, что должен уметь малыш. Моторные навыки:

  • ребенок умеет самостоятельно садиться с четверенек, сидеть без поддержки не менее 10 минут;
  • чувство баланса позволяет брать игрушки, тянуться в разные стороны из позы сидя;
  • может вставать у опоры, шагать вдоль нее;
  • передвигается стоя с поддержкой – опираясь на спинку стула, ходунки;
  • может уверенно ползать на животе, а в большинстве случаев и на четвереньках;
  • осваивает пинцетный захват: берет маленькие игрушки, карандаши двумя пальчиками;
  • удерживает многие предметы в одной руке;
  • в положении лежа на спине легко (и с удовольствием) закидывает ножки вверх и к голове, тянет стопы в рот, уверенно и быстро поворачивается со спины на живот и обратно.

Социальное и речевое развитие означают, что ребенок не просто гулит, а использует повторяющиеся слоги для общения, понимает слова «мама», «папа», «баба», иногда уже умеет использовать их, привлекая внимание взрослых.

Реагирует на свое имя, а также указывает пальцем на интересующие предметы. Запоминает, что куда убирают взрослые и требует открыть дверцу, шкафчик, холодильник, чтобы достать интересный предмет.

Развитие ребенка в 9 месяцев (девочки чаще мальчиков) может достигать уровня понимания простых просьб («на», «дай»), а порой и более сложных указаний «иди ко мне», «смотри, киса» и т. д. Многие малыши осваивают жестикуляционные ответы – кивают или качают головой («да»-«нет»). В любом случае ребенок к этому возрасту активно взаимодействует со взрослым. Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале Child Development, именно на активном социальном взаимодействии строится эффективное раннее развитие детей до года.

Питание и сон малыша

Питание и сон малыша

Ребенок в 9 месяцев: развитие и питание тесно связаны. К грудному или искусственному вскармливанию в этом возрасте добавляются 2-3 приема твердой пищи в виде пюре и каш. Молока или смеси уже не хватает: малыш развивается активно, и требуется вводить пищевые продукты, соответствующие потребностям по возрасту.

Как правило, вся «взрослая» еда – каши и мясо-овощные пюре – предлагаются в первой половине дня. По рекомендации педиатра к 9 месяцам можно начать постепенно вводить в рацион детский творог и/или кефир, яичный желток, расширять спектр фруктов. Все продукты по-прежнему вводятся в меню по одному в небольших количествах.

Спят дети в этом возрасте три раза в сутки – ночной сон длится около 10 часов, и два дневных сна по 1,5-2 ч. Многие просыпаются ночью для кормления, хотя чаще это не голод, а потребность в контакте из-за долгого ночного перерыва.

Игры с малышом

Развитый ребенок активно познает мир – это основное отличие возраста и соответствия норме. В играх развитие происходит быстрее и результативнее, причем малыши сами «изобретают» многие игровые подходы, вовлекая в них взрослых. Дети могут кидать игрушки, ложки на пол, чтобы привлечь взрослых к взаимной активности или таким образом подозвать к себе. Они кидают, подкатывают игрушки одна к другой. Любимое занятие – стучать одним предметом о другой, а также открывать дверцы и вытаскивать все содержимое шкафов и полок на пол. Не стоит мешать малышу: оставьте без блокировки 2-3 дверцы или полки с одеждой или крупной небьющейся посудой для экспериментов.

Все, что окажется в руках, неизбежно будет во рту – оральный способ обследования предметов по-прежнему крайне актуален. Поэтому все, что окружает ребенка, должно быть чистым, не токсичным и сложно разгрызаемым.

Игры в 9 месяцев могут уже происходить без присутствия взрослого: дети могут увлекаться пирамидками, сортерами, кубиками, неваляшками и игрушками с разными звуками. Активно и более детально изучается развивающий коврик.

Чтобы стимулировать активное ползание и подъем на ножки у опоры, помещайте яркие предметы на расстоянии от малыша, а когда он начнет ползти, игрушка может начать «убегать», стимулируя ребенка больше двигаться.

Правильно ли развивается ребенок?

Развитие ребенка в 9 месяцев имеет свои нормы, но чаще врачи и родители ориентируются на индивидуальные особенности и темпы. Тем не менее, есть признаки неблагополучия, которые требуют внимания педиатра или иных специалистов. И хотя в большинстве случаев через несколько недель все корректируется самостоятельно по мере «дозревания» функций, но лучше вовремя проконсультироваться с врачом, если:

  • малыш не умеет самостоятельно садиться или в позе сидя без поддержки сразу заваливается на бок;
  • не умеет ползать вперед;
  • не пытается стягивать с себя одежду, косынку, шапочку;
  • не интересуется игрушками, играми;
  • не реагирует на свое имя, речь родителей;
  • эмоциональный отклик на все скудный и/или однообразный;
  • нет первичной речи – повторения слогов;
  • не различает привычных родственников и незнакомцев, на всех реагирует одинаково.

Многие проблемы можно скорректировать, если вовремя обратиться к специалисту и заниматься упражнениями на развитие определенных функций. Не упускайте время. 

Использованы фотоматериалы Shutterstock

One year of high-quality early education improves outcomes for low-income infants, toddlers / Noreen Yazejian, Donna M. Bryant, Sydney Hans, et al. // Child Development. - February 8, 2017

Does the raising IQ-raising g distinction explain the fadeout effect? / John Protzko // Intelligence. - 2016. - 56

Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly. - 2018 May