Развитие ребенка
Развитие ритма у детей
4.4

Развитие ритма у детей


Автор
Ася Куприянова


Развитие ритма у детей является важной частью обучения. Ритм сопровождает ребенка повсюду. Малыш знакомится с ним еще будучи в утробе матери, слыша ритмичное биение ее сердца. Затем ритм присутствует в жизни ребенка в виде капающего дождя, хода часов, звучания стихов и музыки. Многие не до конца понимают важность развития чувства ритма, считая, что эта способность нужна исключительно музыкантам и танцорам. Однако доказано, что ритм упорядочивает работу двух полушарий мозга, что благоприятно влияет на развитие слуха, зрения, речи и координации.

О важности чувства ритма

Умение чувствовать ритм и систематизировать пульсацию звуков, заложено в каждом человеке от природы. Существует такое понятие, как «ритмичная неспособность». Это значит, что человек либо совсем не слышит ритм, либо слышит его, но не умеет воспроизвести. Однако ученые в корне не согласны с данным утверждением. Чувство ритма является частью нашего слуха, и если человек слышит звуки, значит, он слышит и их ритм. Некоторые люди действительно испытывают трудности в процессе воспроизведения ритмических рисунков, однако это не говорит об отсутствии чувства ритма, просто у этих людей данная способность находится в «спящем» состоянии.

Развитие ритма у детей является частью многих методик раннего развития. Цель основ ритмики заключается не только в развитии музыкального слуха малыша, но и в стимуляции его мыслительных процессов. Ощущая и воспроизводя ритм, ребенок задействует оба полушария мозга, что развивает его память, внимательность, а также способствует формированию речевых навыков. И, конечно же, чувство ритма развивает слух и координацию ребенка.

Игры и упражнения на развитие ритма

Для развития чувства ритма у малышей чаще читайте ребенку стишки и потешки, декларируя их так, чтобы сделать акцент на сильную долю. Включайте ребенку музыку с разными ритмичными схемами, например, марш, вальс и т.д. Как только ребенок научится держать предметы и начнет бить ими по поверхностям, предложите ему поиграть в «барабанщика», дополняя игру малыша музыкальным сопровождением. Благодаря этому нехитрому занятию уже можно определить, есть ли у ребенка врожденный музыкальный слух. Если малыш стучит в такт музыки и при этом пытается воспроизвести тональность звуков, значит, природа наделила его хорошими музыкальными способностями.

Развитие ритма у детей дошкольного возраста должно включать в себя декларацию стихов, воспроизведение ритмических схем, повторение танцевальных движений, тактирование (хлопки) под стихи и музыку т.д.

Лекарственные пробы в детской аритмологии / Абдулатипова И.В., Березницкая В.В., Калинин Л.А. // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2009. - Т. 88 №5. - с. 54-58

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. - 2007