Развитие слабослышащих детей зависит от категории нарушения. Степень потери слуха принято различать на глухоту и тугоухость. При врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоте развитие ребёнка отличается речевой дисфункцией, что замедляет формирование его нервно-психических процессов. Если же ребёнок страдает тугоухостью и воспринимает речь на близком расстоянии без искажений, его развитие может быть скорректировано.
Рассмотрим более подробно особенности развития слабослышащих детей.
Как узнать, есть ли аллергия и на какие аллергены?
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергияОсобенности развития слабослышащих детей
Слуховое восприятие, являясь одним из важнейших органов чувств, оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка. Благодаря умению слышать и различать звуки ребёнок ориентируется в пространстве, получает информацию об окружающем мире, а также формирует свои речевые навыки, в том числе и способность воспроизводить слова. Если же ребёнок лишен возможности слышать, его развитие отличается рядом искажений, т.к. он недополучает целый пласт необходимых знаний.
Развитие слабослышащих детей в первую очередь характеризуется низкой зрелостью речевых навыков. Однако степень нарушения речи зависит от уровня слухового восприятия ребёнка. Если малыш страдает тяжелой формой тугоухости, которую он получил при рождении или в раннем детстве, он не будет говорить, т.к. его мышление не способно целенаправленно воспроизводить звуки. Но если ребёнок воспринимает речевой поток хотя бы на минимальном уровне, при регулярных занятиях с сурдопедагогом он сможет овладеть речевыми навыками, просто его звукопроизношение будет несколько отличаться от нормы.
Помимо нарушения речи в развитии слабослышащих детей часто наблюдается замедленный темп созревания психики, низкая познавательная активность и недостаточная эмоционально-волевая сфера.
Обучение слабослышащих детей
Развитие слабослышащих детей зависит от сроков обнаружения дефекта и интенсивности педагогической помощи. Чем раньше будет обнаружена аномалия слухового развития, тем эффективнее окажется коррекция. Для слабослышащих детей существуют специализированные классы и группы, занятия в которых проводятся как для учеников школьного возраста, так и для малышей 1,5-2 лет.
Главные задачи учебного процесса заключаются в речевом развитии, закреплении остаточного слуха, формировании навыка произношения и совершенствовании мышления. При положительной динамике обучения, а также возможности носить слуховой аппарат, к младшему школьному возрасту большинство детей догоняют в развитии своих сверстников и могут учиться в общеобразовательной школе.