Развитие ребенка
Развитие способностей у детей: что, где, когда?
4.4

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Способности — это свойства человеческой личности, определяющие успешность ее реализации в том или ином виде деятельности. В отличие от задатков способности не являются врожденными, их можно и нужно развивать и совершенствовать. Наиболее благоприятное время для этого — детский возраст. Родителям нужно позаботиться о том, чтобы ребенок получил хорошее базовое развитие — упущенные в детстве возможности очень трудно наверстать в будущем.

Развитие ребенка: виды способностей

Способности, которые человек демонстрирует в конкретных видах деятельности, называются специальные или профессиональные. К их числу относятся музыкальные способности, математические, лингвистические, технические. Общие способности, такие как интеллект, обучаемость, креативность, применяются в большинстве видов человеческой деятельности.

Интеллект — это способность к решению задач при помощи накопленных знаний. Под креативностью понимают способность трансформировать знания силой фантазии и воображения. Обучаемостью называют способность усваивать знания, формировать умения и навыки. Хорошая обучаемость позволяет детям быстро схватывать новый материал и встраивать его в уже имеющуюся систему знаний. Чем лучше обучаемость индивида, тем легче он развивает свои способности в различных областях и профессиональных сферах.

Советы родителям: как улучшить интеллект ребенка

Скорость развития у детей интеллекта особенно высока в возрасте 2-12 лет. Самый простой способ простимулировать развитие интеллектуальных способностей — активно вовлекать ребенка в обсуждение бытовых и семейных дел. С ребенком можно советоваться, как одеться на прогулку, что приготовить на обед, какой подарок выбрать члену семьи, куда переставить мебель и т. д. Чем больше задач приходится решать ребенку в повседневной жизни, тем лучше тренируются его мыслительные способности.

С маленькими детьми нужно чаще играть в игры. И это не обязательно должны быть интеллектуальные головоломки. Можно играть в обычные игрушки, но при этом создавать ситуации, в которых ребенку придется тренировать сообразительность, внимание и коммуникативные навыки. Если в игре или другом виде деятельности у ребенка что-то не получается с первого раза, не стоит доделывать это за него или исправлять ошибки. Пусть попытается еще раз или вернется к этой задаче позже.

Родители, которые хотят, чтобы ребенок как можно полнее реализовал свой потенциал, должны создать благоприятный эмоциональный фон в семье. Развитие ребенка тормозят ссоры и конфликты, психологическое давление и отсутствие поддержки со стороны взрослых. У ребенка должна сформироваться высокая самооценка — основа успешной деятельности в любой сфере. Вместе с тем не стоит забывать о выстраивании системы запретов и требований. Адекватные требования только помогают развитию ребенка, в то время как освобождение от обязанностей и потакание капризам снижают темпы интеллектуального роста.

Развитие обучаемости и креативности у детей

Интеллект лежит в основе обучаемости, а обучаемость, в свою очередь, определяет скорость развития ребенка. Чтобы улучшить способность ребенка к обучению, родители должны постоянно обсуждать с ним произошедшие события, прочитанные книжки, увиденные картины, мультфильмы, телепередачи. Малыша нужно как можно чаще вовлекать в процесс обучения. К примеру, на прогулке можно пересчитать с ним машины или деревья, повторить стишок или придумать другую игру с элементами обучения.

Хорошо стимулируют умственную активность новые занятия, непривычные виды деятельности. Новшества подстегивают мозг, заставляют его учиться. Дети, которые постоянно пробуют новые виды деятельности, не только развивают обучаемость, но и получают шанс найти интересную сферу, любимое занятие, в котором смогут наиболее полно себя реализовать.

Креативность развивается в игре, творчестве, обсуждении планов. Если ребенок нестандартно решает проблемы, необычным образом использует предметы или высказывает множество оригинальных идей, значит, он способен проявлять креативность. При помощи родителей дети могут отточить и развивать это ценное качество. Главное, что требуется от взрослых, — поддержать и приободрить ребенка, если он делится оригинальной идеей или пытается по-новому решить стандартную проблему. Развитие ребенка в этом плане наиболее интенсивно протекает в 3-5 (дошкольное развитие ребенка) и 10-12 лет.

Способности формируются в деятельности. Ребенок развивается, если выполняет определенные действия, работает, проявляет активность. Развитие способностей — процесс постепенный и непростой. Насколько эффективно он будет протекать, зависит не столько от врожденных задатков, сколько от окружающей среды. Очень велика в этом вопросе роль родителей. Именно они, как никто другой, способны помочь своему ребенку максимально полно реализовать заложенный природой потенциал.