Развитие ребенка
Развивающие упражнения для детей 2-6 лет
4.4

Развивающие упражнения для детей 2-6 лет

Содержание

Развитие детей тесно связано с их возрастом: каждому периоду присущи свои физические, психологические и социальные характерные черты. Все педагогические мероприятия строятся с учетом возрастных особенностей, дополняясь индивидуальными потребностями детей.Дошкольное развитие ребенка должно учитывать черты, присущие всем детям этого возраст, развивать навыки и знания, а также подготавливать базу для дальнейшего обучения.

Характерные особенности раннего и дошкольного развития ребенка

Характерные особенности раннего и дошкольного развития ребенка

Дошкольным возрастом ребенка называют период от 3 до 6-7 лет, но нередко родители начинают обучение и закрепление навыков ребенка в более раннем периоде — с 2 лет. Первый жизненный год посвящен энергичному изучению себя и окружающей среды, затем ребенок начинает учиться взаимодействовать с миром. К семи годам дети должны научиться:

  • связно излагать собственные мысли;
  • уметь строить логические связи;
  • анализировать ситуации;
  • активно пользоваться воображением.

Развиваться самостоятельно ребенок не может, для этого ему необходима помощь взрослого. Наблюдая целыми днями за поведением родителей и остальных членов семьи, он постигает бытовые знания; слушая речь — учится произносить слова и понимать их. Но для более глубокого развития, которое включает в себя обучение логическим связям, понимание происходящих процессов, фантазирование, необходимы дополнительные занятия. Для раннего и дошкольного развития ребенка используют специальные игры, которые в легкой и непринужденной форме прививают малышам необходимые навыки и умения.

Игры и занятия для детей в возрасте от 2 до 4 лет

Игры и занятия для детей в возрасте от 2 до 4 лет

Деятельность в раннем и дошкольном возрасте включает в себя множество различных игр и занятий, каждое из которых улучшает навыки и умения малыша.

  • «Попади в круг». Эта игра помогает малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также повысить внимание и развить настойчивость в достижении целей. Из плотного листа картона вырезают круг, примерно 20 см в диаметре. Размещают его на полу, а ребенку предлагают несколько маленьких предметов (бусины, горошины, зерна фасоли). Показывают малышу, как бросать их, чтобы попасть в круг, и предлагают повторить движение. В процессе игры позиции можно менять: выполнять упражнение стоя, сидя, встав на невысокий табурет. При этом следует контролировать ребенка, так как маленькие дети имеют склонность тянуть мелкие предметы в рот или запихивать их в ухо или нос. Потому по окончании игры их убирают из зоны досягаемости.
  • «Построй, что желаешь». Эта игра помогает ребенку учиться выполнять поставленные задачи, развивает моторику, а также образное мышление и воображение. Ребенка сажают за столик и выкладывают на поверхность печенье различного формата: прямоугольное, треугольное, овальное, квадратное. Объясняют, что это его строительный материал, из которого он может построить все, что ему вздумается. Это может быть башенка, машинка, домик. Лишние детали разрешают съесть.
  • Танцы. Очень полезная деятельность в дошкольном возрасте: развивает координацию движений, укрепляет связи между полушариями головного мозга, а также повышает внимательность и стимулирует воображение. Для этого включают легкую и ритмичную музыку, разрешают ребенку двигаться под нее так, как ему удобно. Но как только музыка перестает играть, он должен остановиться в одной позе и не двигаться до обратного включения.
  • «Как движется животное». Стимулирует речь и воображение малыша, учит выражать мысли и искать основные свойства предметов. Совместно с малышом просматривают короткий фильм или книгу о каком-либо животном. Просят ребенка охарактеризовать и повторить его движения и повадки.
  • «Собери картинку». Одно из основных занятий, которое включают в дошкольное развитие ребенка: развивает усидчивость, внимательность, учит искать связь между разрозненными предметами и образами. Разрезают на четыре части рисунок или картинку и предлагают малышам собрать ее воедино. Картинки не должны содержать слишком много мелких деталей.
  • «Расскажи о предмете». Игра расширяет словарный запас, учит находить основные признаки предмета. Родитель называет или показывает малышу вещь и просит описать ее. Например, мячик — круглый, цветной, прыгучий.

Все занятия с детьми раннего возраста должны происходить только при их желании. Если настроения играть и заниматься у малышей нет, то настаивать и принуждать нельзя.

Игровая и развивающая деятельность для детей в дошкольном возрасте

Игровая и развивающая деятельность для детей в дошкольном возрасте

В возрастном периоде от 4 до 6 лет малышей готовят к школе, поэтому обучающая деятельность в дошкольном возрасте усложняется. Все занятия делят на несколько условных групп, которые развивают определенные навыки у ребенка.

  • Для развития памяти.

«Отыщи нужный предмет». Ребенку показывают 3 картинки, которые ему необходимо запомнить и назвать вслух. Затем их перемешивают с десятью другими картинками, и предлагают ребенку отыскать нужные.

«Нарисуй представленное». Дают ребенку лист бумаги и карандаши. Называют слово и предлагают нарисовать его на бумаге. Для усложнения упражнения называют 3 слова, которые малыш должен последовательно изобразить на бумаге.

  • Для развития речи.

«Хлопки». Договариваются с ребенком о том, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на определенный звук. Произносят ряд слов, включая в него те звуки, что были поставлены в условии.

«Слова по парам». Вместе с ребенком подбирают антонимы (слова противоположные по смыслу) к загаданным словам. Например, тихий — громкий, счастливый — грустный.

«Составь предложение по словам». Называют несколько слов и предлагают ребенку создать небольшой рассказ, используя предложенные слова.

  • Для развития мышления.

«Угадай». Предлагают ребенку изобразить какое-либо животное или предмет посредством мимики и движений, без использования звуков. Взрослый должен его отгадать. Затем они меняются ролями.

«Кто кем станет». Загадывают предмет или животное, ребенок должен предположить, кем он станет в дальнейшем: яйцо — птичкой, снег — водой, котенок — кошкой.

  • Для развития внимания.

«Хлопаем на нужном слове». Называют ребенку ряд слов, он должен хлопнуть, когда прозвучит то, что относится к загаданной теме. Например, вид животного или цвет.

«Раскраски». Раскрашивают половинку одной картинки, и предлагают ребенку раскрасить вторую самостоятельно, соотнося цвета.

Развитие детей в дошкольном возрасте подготовит их к школьному периоду, им легче будет усваивать новый материал и проявлять усидчивость и внимание в течение всего урока.