Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Развитие ребенка
Ребенок-тихоня: как научить его общаться?
4.3

Ребенок-тихоня: как научить его общаться?

Ребенок не хочет играть в компании своих ровесников, а тихонько сидит в сторонке. Он так всегда делает — в саду, на детской площадке, — причем ему совсем не скучно. Почему малыш не хочет общаться?

Право ребенка на уединение: почему ему не нужно общение?

Коммуникабельность в наше время так же важна, как и интеллект. По этой причине родители застенчивых малышей волнуются за их будущее. Но стоит ли нарушать права ребенка и принуждать его к общению?

Ломать личность малыша и заставлять его общаться с ровесниками, чтобы он был «как все», точно не следует. Но попробовать помочь стать более коммуникабельным не помешает. Возможно, для этого придется пересмотреть некоторые моменты в его воспитании.

Если родители сами не отличаются коммуникабельностью, тогда ребенок вряд ли приобретет необходимые навыки общения в собственной семье. Для этого ему нужно общение вне дома. Но случается, что родные преднамеренно ограничивают контакты малыша со сверстниками: зимой это опасно, можно подхватить вирус, а летом существует риск получить травму на детской площадке. В результате у нормально развитого ребенка может сформироваться чувство страха перед другими людьми и абсолютная уверенность в их недоброжелательности.

Кроме того, в некоторых семьях взрослые создают вокруг своего чада рафинированную среду, оберегая его от «лишних» знакомств и замещая общение со сверстниками настольными играми и другими «домашними развлечениями». Стоит ли удивляться, что, выйдя из дома, даже интеллектуально развитый ребенок не может сразу сориентироваться в непривычной для него ситуации.

Развитию коммуникабельности могут помешать и повышенные требования, предъявляемые малышу родителями. Постоянный контроль за его поведением приводит к тому, что в принципе нормально развитый ребенок становится пассивным и застенчивым. Каждое сделанное взрослыми замечание рождает в его сознании мысль о незначимости и неправильности, а иногда и неадекватности собственных поступков.

Слыша постоянные окрики: «не бегай», «не трогай», он думает, что взрослые не приветствуют его активность, и постепенно перестает ее проявлять.

Родители и ребенок: меняем правила в отношениях

Родители и ребенок: меняем правила в отношениях

Нередко мероприятия, направленные на развитие у ребенка коммуникабельности, отличаются излишней прямолинейностью. Малыша заставляют читать стихи родственникам, знакомиться с детьми на площадке и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Эффект может быть прямо противоположным — ребенок еще больше замкнется в себе.

Что делать? Прежде всего, не расценивать его поведение как неправильное. Уважайте права ребенка на стремление к уединению.

Не все дети рождаются общительными и активными. Спокойные и застенчивые малыши не нуждаются во всеобщем внимании и очень тщательно выбирают себе окружение. Они отличаются усидчивостью и аккуратностью в выполнении любых дел. И это очень хорошие качества. Может быть, поэтому среди интровертов (малообщительных людей) так много выдающихся личностей — ученых, писателей.

Родители должны постараться не предъявлять ребенку много претензий и требований, чтобы он не чувствовал себя лишним и нелюбимым. Стараясь научить малыша общаться с ровесниками, нужно всегда сохранять дружелюбный тон в процессе общения с ним самим. Ребенку необходимо знать, что родители его любят и для них он самый лучший. Подобная уверенность поможет легче воспринимать критику, а также неприятие окружающих, с которыми всегда существует вероятность столкнуться в реальной жизни. Обучая малыша правилам общения с ровесниками, стоит обратить его внимание и на то, что грубость и агрессия не могут быть хорошими союзниками в построении отношений.

Развитый ребенок: как привить навыки коммуникабельности?

Развитый ребенок: как привить навыки коммуникабельности?

Чтобы помочь ребенку стать более общительным, следует:

  • Изменить стиль общения с малышом самих родителей, чтобы он мог приобрести некоторые навыки коммуникабельности в собственной семье.
  • Вовлекать малыша в обсуждение разных вопросов — пусть он тоже высказывает свое мнение. Объяснять, что точки зрения разных людей по одному и тому же вопросу могут существенно отличаться. Способность принимать другую точку зрения поможет избавиться от предвзятости и настороженности.
  • Помочь ребенку сохранить самодостаточность и наладить при этом контакт с окружающими — малыш будет чувствовать себя увереннее и свободнее. Можно рассказать ребенку о преимуществах общения — друзья могут помочь, поделиться игрушками и т. д.
  • Познакомить малыша с основными правилами общения. Например, подсказать, что при разговоре нужно смотреть в глаза собеседнику — это делает процесс общения более приятным и доверительным.
  • Расширить круг общения — приглашать домой родных и друзей с детьми, ходить в гости вместе с ребенком.
  • Ослабить родительский контроль — продолжать напоминать ему о соблюдении мер безопасности, но стараться не внушать чувство страха — он не должен бояться что-то делать самостоятельно.
  • Устраивать детские праздники, приглашая на них ровесников своего ребенка. Накрывать сладкие столы, придумывать веселые игры. Только не обязательно постоянно быть посредником между собственным малышом и другими детьми. Нужно уважать права ребенка — пусть он проявляет самостоятельность в действиях.
  • Играть в шумные игры — пусть малыш бегает, кричит, смеется. Это поможет ему научиться выражать свои эмоции и даст возможность «отрепетировать» подобные игры с ровесниками на площадке.
  • Научить ребенка защищать себя. У детей есть основания не доверять другим людям — они иногда кричат, дерутся, а порой и игрушки отбирают. Поэтому нужно учить его противостоять агрессии. А в качестве крайней меры можно позволить давать обидчику сдачи.

Мы надеемся, что эти советы помогут ребенку раскрыться и стать общительнее. Но главное, чтобы он всегда оставался самим собой. Никто не спорит, экстраверты (люди общительные) часто бывают душой компании, но именно интровертам больше доверяют, ведь они не бросают слов на ветер.

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Общение как предмет междисциплинарного изучения / Бодалёв А.А. // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30 №2. - с. 129-133